В Самаре на базе областного художественного музея будет создан один из ведущих реставрационных центров Поволжья. Специалисты центра также смогут выявлять фальшивые произведения искусства. По их словам, в последние годы в столице губернии спрос на картины известных художников резко вырос. Приобретение картин стало модным поветрием у состоятельных самарцев. Этим пользуются мошенники, продающие коллекционерам подделки.
На этой неделе в Самарский областной художественный музей из Санкт-Петербурга прибыло японское оборудование для создания в музее реставрационного центра: тринокулярный стереомикроскоп, штатив со струбциной и устройством фокусировки.
Самарский художественный музей относится к числу крупнейших в Поволжье. На сегодняшний день в музее комплектуется оборудование для проведения экспертизы экспонатов. Как считают работники музея, сегодня, когда антикварный рынок России наводнен фальшивыми произведениями искусства, это просто необходимо.
Технико-технологический анализ, проведение которого возможно только при наличии специального оборудования (рентгена, ультрафиолетовых и инфракрасных ламп излучения и т. д.), позволит избежать приобретения подделок в коллекцию музея. Наличие такого оборудования для реставрационных мастерских музея также значительно увеличит эффективность труда реставраторов, позволит им осваивать новые реставрационные технологии, проводить технико-технологические исследования произведений не только из собственной коллекции музея, но и других музейных собраний, а также частных лиц.
Таким образом, на базе Самарского областного художественного музея будет создан ведущий реставрационный центр губернии. Приобретение дорогостоящего оборудования стало возможным благодаря финансовой поддержке министерства культуры и молодежной политики Самарской области и компании «НОВАТЭК».
Отметим, что председателю правления компании Леониду Михельсону в Самаре принадлежит галерея «Виктория». Не так давно в галерее состоялся аукцион по продаже произведений искусства «Кристи», сам бизнесмен владеет коллекцией картин кисти знаменитых российских и зарубежных мастеров.
Однако самарские коллекционеры предпочитают приобретать картины не на известных аукционах, а у частных лиц и в антикварных магазинах. «В первую очередь это связано с тем, что мы не обладаем такими денежными ресурсами, чтобы принять участие в аукционах «Кристи» или «Сотбис». Это, как говорится, небо и земля. В основном нам приносят картины местных художников, купленные в мастерских или на выставках-продажах. Работы очень знаменитых авторов не попадаются, хотя в 90-е годы можно было наткнуться на уникальнейшие вещи. Но так как спрос на произведения искусства в последние годы вырос очень значительно, рынок наводнили подделки. Самому разобраться, без специального оборудования, является ли картина подлинной – практически невозможно», – говорит известный самарский коллекционер Сергей Власов.
По его словам, в этом случае требуется определить время и место создания (производства или изготовления) произведения, предмета или вещи; является ли оно оригиналом или копией (стилизацией, позднейшей подделкой, муляжом); уникально оно или серийно; к какому направлению искусства или ремесла (школе) относится; каково состояние сохранности произведения; подвергалась ли работа переделке (реставрации, редактуре). Нередко требуется оценить его стоимость.
Как считает художник-реставратор областного художественного музея Светлана Исанькина, в последние годы у самарцев наибольшим спросом пользуются картины авангардных художников. «Приобретают авангард 20-х годов прошлого столетия, старую живопись, картины Пурыгина и Карпунова. Однако по городу ходит много подделок. С помощью нового оборудования мы сможем легче определить, кто является автором произведения, подлинность. Так, благодаря японскому микроскопу можно будет идентифицировать авторские мазки», – говорит художник-реставратор.
Не исключает она возможности проведения экспертизы картин, хранящихся в музеях других городов Поволжья, соседних регионов. К примеру, в Ижевске в музее изобразительного искусства Удмуртской республики хранится полотно «Голова натурщика», которое может принадлежать кисти знаменитого русского художника Ильи Репина. Подпись выглядит как роспись Репина, но это не доказательство авторства. Подлинность картины можно проверить лишь в специальной лаборатории – с помощью рентгеновских и инфракрасных лучей, химического анализа красок. Подобные лаборатории имеются в нескольких крупных музеях, например, в Третьяковской галерее и Русском музее.
И в Самарском художественном музее.