Рост цен на медикаменты в последние месяцы уходящего 2008 года составил 14%. Специалисты свидетельствуют, что уже с начала января текущего года лекарства подорожали почти на 4 %. Как город намерен помочь жителям в решении этих проблем с помощью целевых программ? Какова эффективность их исполнения? На эти и другие вопросы 63.ru ответила депутат Самарской городской думы, председатель комитета по охране здоровья Алла Демина.
– Алла Сергеевна, в конце 2008 в городе было зафиксировано существенное повышение цен на медикаменты, почти в три раза превышающее показатели прошлых лет. Как вы думаете, в условиях финансового кризиса есть вероятность того, что медикаменты могут подорожать еще больше и на сколько?
– Этого следовало ожидать. Исходя из того, что большинство медицинских препаратов – импортные, и учитывая ситуацию: когда растет доллар и евро, а рубль падает, соответственно, будут расти и цены на медикаменты. С другой стороны, я надеюсь, что правительство как областное, так и федеральное будет принимать меры, чтобы избежать значительного роста цен. Ситуация сложная везде, в особенности, когда речь идет о тяжело больных людях. Говорить о том, насколько еще может подняться цена на медикаменты, сейчас довольно сложно. Этого не сможет спрогнозировать ни один экономист.
– Насколько часто к вам как к депутату обращаются жители города с какими-либо просьбами или жалобами по этому поводу?
– Ко мне как к председателю комитета по здравоохранению и как к депутату жалоб в прошедшем году поступало не очень много, были годы, когда их количество было намного больше. Хотя, кризис, разразившийся в конце года, повлиял и на цены лекарственных препаратов.
– Сколько в Самаре существует программ по охране здоровья граждан? Какова эффективность их исполнения, на ваш взгляд?
– Основная программа на данный момент связана с улучшением репродуктивного здоровья населения. Ранее существовала еще одна программа по профилактике гепатита, которая, на мой взгляд, была довольно успешно реализована. В настоящий момент программа по улучшению репродуктивного здоровья достаточно успешно выполняется. Хотя есть много проблем, но мы держим ход её исполнения под постоянным контролем и делаем все возможное для ее реализации.
– Вы сказали практически на 100%...
– Дело в том, что в рамках данной программы ведется строительство и реконструкция медицинских учреждений. Так вот, за 2008 год именно по этим разделам процент исполнения оказался достаточно низким. Хочу пояснить: в бюджетных отчетах об исполнении речь идет о деньгах, а сами работы на том или ином объекте могут быть выполнены в запланированном объеме. Дальше начинается оформление документов, и только после этого производится оплата. В случае предоставления документов в декабре оплата не была произведена, так как в конце года средств на счет городской администрации поступило недостаточно. В качестве примера могу привести следующую ситуацию: не менее 10 лет велись разговоры про строительство детской поликлиники в Приволжском микрорайоне на улице Молодежной, но до дела так и не доходило. На начало 2008 года работы были на нулевом цикле. В этом году был составлен проект, проведена экспертиза проекта, прошли тендеры и сейчас у поликлиники уже четыре этажа, теперь переходим на этап отделочных работ и я надеюсь, что в этом году, самое позднее в первом квартале следующего года, мы эту поликлинику сдадим. Строительство находится под контролем депутатского корпуса. Однако существует задолженность перед подрядчиком, которая образовалась вследствие дефицита городского бюджета в конце года.
– Достаточно ли тех денег, которые заложены в бюджет 2009 года на отрасль здравоохранения?
– Денег много не бывает. Если раньше мы были в ситуации, когда бюджет наполнялся исправно и практически не чувствовалось недостатка в средствах, то сейчас ситуация пока не улучшается, а ухудшается. В связи с этим денег будет не хватать. Но депутаты намерены приложить все усилия для того, чтобы основные программы, в том числе и программы здравоохранения, выполнялись. Прежде всего, очень важно продолжать программу по достройке и капитальному ремонту медицинских учреждений, приобретение оборудования по ранее заключенным муниципальным контрактам. Безусловно, эти мероприятия будут финансироваться в первую очередь. Посудите сами, здоровье наших граждан во многом зависит от своевременного диагностирования заболеваний и принятия необходимых мер. Надо отметить, что наибольший процент заболеваний, в том числе приводящих к инвалидности, приходится на заболевания сердечно-сосудистой системы. Поэтому очень многое зависит от закупки качественного оборудования, а также своевременного обеспечения больных препаратами. Это вопросы жизни и смерти, и деньги на этом экономить нельзя.
– Сколько же конкретно выделено на капитальный ремонт и строительство объектов здравоохранения?
– Несмотря на кризис, финансирование капитального ремонта зданий медицинской отрасли осталось на уровне прошлого года, около 140 миллионов рублей. Надо отметить, что в прошлом году начали ремонтировать детские поликлиники и женские консультации, чего раньше практически не было, и денег хватало только на стационары, при этом хватало – это сильно сказано. Сейчас же ситуация меняется, особенно в последние три-четыре года.
– Алла Сергеевна, раз уж речь зашла о бюджете, как вы думаете, нужен ли Самаре трехлетний бюджет?
– Я согласна с тем, что должно быть планирование. Но сейчас, в условиях нестабильности, трудно говорить о каком-то четком плане. Если в середине 2008 года наполняемость бюджета была хорошая, то к концу года мы подошли с дефицитом в миллиард. Поэтому планировать безусловно нужно, но с другой стороны, корректировки не избежать в любом случае. А в сложившейся ситуации я плохо себе представляю, как можно планировать сразу на три года вперед.
– Недавно руководитель департамента здравоохранения Владислав Романов сообщил, что отрасль нуждается в кадрах и есть более 1000 вакансий на различные специальности. Как вы думаете, не может ли это привести к притоку низкоквалифицированных специалистов в отрасль?
– Насколько я знаю со слов Владислава Романова, 30% всех вакансий – это врачебные вакансии. Безусловно, на врачебные и сестринские вакансии нужны люди не только с образованием, но и с опытом работы. Поэтому, если был длительный перерыв в работе, то необходимо провести переобучение специалистов, что потребует определенных финансовых затрат. Если это врачи так называемых узких специальностей, то затраты, соответственно, возрастут. Но по всем этим специальностям, при наличии большого количества вакансий, главная беда – низкая заработная плата Я не думаю, что за счет безработных произойдет сильное изменение ситуации, она изменится только тогда, когда будет достойная оплата труда. Да, муниципальное здравоохранение нуждается в санитарках, дворниках, водителях и так далее. Но мы знаем, какая категория граждан сейчас сокращается: это люди с высшим образованием, хорошие специалисты в разных отраслях, и они вряд ли пойдут на такую работу.
– Какие задачи стоят перед комитетом по охране здоровья населения на 2009 год?
– Основная задача нашего комитета это сделать так, чтобы муниципальное здравоохранение удовлетворяло потребности наших граждан. Для этого необходимо улучшать материально-техническую базу. Поэтому будем добиваться того, чтобы город выделял ощутимые средства на отрасль здравоохранения. А также продолжим контроль за выполнением работ.
– Существуют ли проблемы с исполнителями заказов?
– Да, этого не избежать. Связано это во многом с несовершенством федерального законодательства, в частности 94 федерального закона, регламентирующего проведение тендеров и конкурсов на расходование бюджетных средств. Сейчас основным показателем при проведении тендера, предоставляющим право той или иной организации осуществлять муниципальный заказ, ну скажем, на строительство или реконструкцию, является самая низкая стоимость услуг. Многие критерии при этом не учитываются, в том числе качество выполнения работ на других объектах, техническое оснащение и наличие квалифицированных специалистов. Все это порой приводит к несвоевременному выполнению поставленной задачи или к плохому качеству исполнения.