Как все-таки кризис меняет и будет менять потребительские предпочтения россиян? Демонстративное потребление сменится экономией по всем фронтам? Спрос на какие группы товаров и каких производителей резко упадет, а какие, наоборот, будут все так же востребованы? На вопросы отвечают эксперты потребительского рынка.
Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей:
- Потребительский рынок был сильно перегретым, в том числе и активной рекламой столь необходимых, но на самом деле бесполезных вещей. Как пример могу привести стремление купить новый мобильный в кредит по ставке, которая не была ниже 50% годовых даже весной 2008 года. Сейчас уже очевиден спад потребительской активности практически по всем секторам. Покупка мобильных телефонов, поездки, рестораны, ювелирные украшения, автомобили, одежда - все отложено на неопределенный срок. Надеюсь, что и предпочтения потребителей изменятся.
Соотношение спрос-предложение в условиях кризиса приводит к снижению цен только там, где есть конкуренция и само предложение. Российские производители будут повышать цены без административного давления в пределах 25-35% в год. В случае административных мер по сдерживанию цен - повышение будет меньше, но есть резерв по манипулированию качеством продукции.
Краткосрочно может повысится спрос на любой продовольственный товар длительного срока хранения. Сахар, соль, тушенка, масло, крупы - ассортимент продовольственного запаса граждан 80-х годов. Видимо куры будут пользоваться большим спросом.
Снижение спроса - рыба, мясо, фрукты. Соответственно, при падении продаж эти позиции, формируемые в основном импортом, будут сокращены.
После того, как сократят расходы на развлечение, крупные покупки, лечение, образование,туризм, что сейчас уже происходит, дальше будут экономить на питании и искать товары-заменители среди местных производителей. Также видимо сократится и само потребление, если потребители поймут, что кризис надолго. Вряд ли сейчас кто-то готов переплачивать за сохранение привычного образа жизни.
Очевидно, что рост доходов населения в 2009 году не произойдет за исключением индексации пенсий и зарплат бюджетникам (в лучшем случае). При оптимистичном прогнозе инфляции для бедных в районе 25% платежеспособность населения снизится существенно.
Екатерина Монахова, региональный менеджер по развитию бизнеса Подразделения аудита розничной торговли «Nielsen Россия»:
- Потребитель станет более тщательно подходить к выбору покупок продовольственных и непродовольственных товаров, ведь уже сейчас 73% опрошенных заявили, что будут более экономно относится к выбору продуктов питания и товаров для дома. С другой стороны, потребитель возможно не будет «королем» при принятии решении о покупке того или иного товара, т.к. спрос будет определяться наличием товара на полке.
Согласно исследованию Nielsen «Российский потребитель: есть ли кризис?», более 70% опрошенных не спешат переключаться на более дешевые марки, покупая те же марки, что и три месяца назад, что говорит о том, что они остаются лояльными к маркам, которые приобретали ранее, не смотря на кризис. Хотя также отмечается, что 10-15% потребителей уже переключились на более дешевые марки, особенно это видно в следующих категориях: стиральные порошки, торты, шампуни, питьевой йогурт, кофе, молоко.
По данным On-line Исследования Nielsen «Российский потребитель: есть ли кризис», люди приняли решения о покупке следующих товаров длительного пользования в результате изменения финансово-экономической ситуации в России: 23% - мебель, 22%- бытовая техника, видео, 16% - компьютеры, компьютерное оборудование.
В новых экономических условиях мы можем ожидать «поляризацию» на рынке товаров продуктов питания и непродовольственных товаров, т.е. прослойка потребителей, потребляющих премиальные продукты, останется, в то время как может произойти «размывание» средне-ценового сегмента и увеличение доли эконом-сегмента, что может также поддерживаться ростом частных марок, которые на 30-50% дешевле брендированной продукции.
Дмитрий Шиманов, генеральный директор Исследовательской компании MAR Consult:
- Если посмотреть на средний доход населения, то и до кризиса большинство россиян вряд ли были в состоянии переплачивать за что-либо. Экономический кризис безусловно заставит потребителей отказаться от ряда премиальных продуктов, к которым в частности относиться мясо, молоко и фрукты. В рамках online-исследования, которое проводила наша компания в январе 2009 года, 27% респондентов уже сейчас сократили расходы на продукты питания, что безусловно свидетельствует об изменениях потребления в сторону более дешевых продуктов.
Любой потребительский товар является пассивом, теряющим стоимость со временем и от части требующим дополнительных средств на обслуживание. Тем самым я не считаю, что покупка автомобиля либо мебели в принципе может считаться удачным вложением. Наиболее, на мой взгляд, выгодным долгосрочным вложением на данный момент являются акции российских компаний, стоимость которых будет определенно расти.
Полки не опустеют, но ассортимент продуктов существенно сократиться и измениться в пользу низкоценовых. Ряд торговых сетей уже сообщили о сокращении ассортимента на 30-50%. За этим последует замена дорогих «раскрученных» товаров на менее известные, имеющие ценовое преимущество за счет экономии на рекламе и продвижении. Не исключено распространение no name продуктов на полках супермаркетов.
Не исключено что мясо подорожает прямо пропорционально ослаблению рубля. Цена на импортное мясо, на потребление которого приходится около 30%, подорожает автоматически. Российские производители в свою очередь, как показывает практика, воспользуются ситуацией и тоже поднимут цены. Квотирование поставок мяса, в особенности протекционистские меры в отношении свинины и птицы, также будут способствовать росту цен.
Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент»:
По нашим предварительным прогнозам, даже с учетом замедления развития экономики и снижения платежеспособного спроса в результате снижения реальных располагаемых доходов населения, инфляция в 2009 г. будет оставаться на весьма высоком уровне. Пока мы ориентируемся на диапазон 12-15%. Одной из основных причин будет уже произошедшая и возможная дальнейшая девальвация рубля, что уже приводит к росту стоимости импорта (как готовой продукции, так и сырья), доля которого в структуре розничного товарооборота России очень велика – около 2/3.
По нашим предварительным прогнозам, в 2009 г. цены на потребительские товары и услуги продолжат расти достаточно высокими темпами – ежемесячно индекс потребительских цен будет увеличиваться примерно на 2-2,5% (по итогам января он вырос на 2,4%).
Вероятно, медленнее цены будут расти в тех группах товаров, где достаточно высока доля отечественного производства, а производители не зависят от импортного сырья или комплектующих, впрочем, таких сегментов сегодня относительно немного, поэтому, к сожалению, нас ждет уверенный рост практически по всем группам. Так, рост стоимости продовольственных товаров, по самым оптимистичным прогнозам составит не менее 20-25%. На наш взгляд, среди продуктов быстрее остальных будут дорожать мясо и птица, рыба, молочные продукты, плодоовощная продукция, алкоголь. Однако «перебоев» с продуктами и товарами не будет, не волнуйтесь.
Уже в ноябре и декабре фиксировалось существенное снижение реальных располагаемых доходов (свыше 6 и свыше 11% соответственно). А темпы роста розничной торговли в товарной массе по итогам 2008 г. снизились с 16,1% до 13%. В ряде регионов в декабре была зафиксирована отрицательная динамика. Мы полагаем, что в части снижения доходов негативные тенденции продолжатся, что с некоторым лагом отразится на объемах продаж. Снижение спроса будет весьма существенным.