Самарским антимонопольщикам приходится постоянно расширять свой круг деятельности. Связано это прежде всего с изменениями, вносимыми в федеральное законодательство. О том, какими новыми направлениями занимается самарское отделение УФАС, корреспонденту 63.ru рассказал руководитель ведомства Петр Торкановский.
– Петр Евгеньевич, расскажите о том, какая работа УФАС по Самарской области велась в прошедшем году?
– В 2008 году нам удалось установить контроль за государственными и муниципальными закупками и заказами. Эта работа была заново организована и развернута. Для этого в нашем ведомстве был создан специальный отдел, который контролирует эту работу. Надо отметить, что основная часть работы пришлась на конец года – это и понятно, необходимо было освоить оставшиеся бюджетные средства, поэтому было много заказов. Я считаю, что УФАС по Самарской области справилось с поставленной задачей на высоком уровне. Кроме этого, появилось еще одно новое направление в деятельности антимонопольной службы – вопросы, связанные с оказанием муниципальной и государственной помощи. Надо отметить, что это новшество в законодательстве. Мы проверили много муниципальных образований, провели с ними работу. Дело в том, что сегодня муниципальное имущество может передаваться во владение или аренду тремя способами. Первый – это государственная или муниципальная помощь. Второе – передача имущества в уставный капитал организаций которые создаются на базе муниципалитетов (МУП, МП). И, наконец, третий путь – по конкурсам и аукционам. К сожалению, до принятия этого закона было принято много неправильных решений. Сегодня нам удалось переломить такой порядок.
В 2008 году в Самарский УФАС России поступило 352 жалобы в сфере контроля законодательства о закупках. Из них обоснованы 122. Выявлено нарушений при размещении заказов по результатам рассмотрения жалоб и проведения проверок – 451. Выдано предписаний – 108, из них исполнено – 90, обжаловано – 13, в стадии исполнения – пять.
Кроме этого, в 2008 году было наложено штрафов на общую сумму 2 миллиона 655 тысяч рублей, из них оплачено 1 миллион 578 тысяч. По сравнению с предыдущим годом наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества жалоб. Рост составил 2,93. Как следствие, количество выявленных нарушений увеличилось в 3,15 раза.
– Существуют ли исключения из правил?
– Единственное исключение, которое осталось и будет действовать до середины 2010 года, коснулось имущества, переданного во владение малым предприятиям. Это делается для поддержания и развития малого бизнеса. Но через полтора года срок истекает. И это имущество будет передаваться в частные руки также по конкурсу.
– Много ли нарушений антимонопольного законодательства УФАС по Самарской области было зафиксировано в прошедшем году?
– Отмечу, что было много работы в сфере энергетики. И это несмотря на то, что количество дел, связанных с субъектами естественных монополий у нас резко уменьшилось. Казалось бы, парадокс, ведь энергетика напрямую связана с естественными монополиями. Все дело в том, что вопросы, связанные с продажей и поставками электроэнергии, выведены в конкурентную плоскость. В связи с этим существенно увеличилось количество обращений по линии энергетики. А вот количество жалоб на газовое хозяйство резко уменьшилось.
– Петр Евгеньевич, как ваше ведомство контролирует сферу рекламы, какие нарушения зафиксированы?
– Что касается рекламы, то мы фиксируем уменьшение количества нарушений, связанных с рекламой алкоголя. Вместе с тем в области есть проблемы с рекламой жилья и продажи недвижимости, строительством объектов, а так же с долевым участием. Еще одно направление в сфере рекламы, где часто происходит нарушение закона – это некорректное использование русского литературного языка. Зачастую используется жаргонизмы или игра слов, что противоречит действующему законодательству об использовании русского литературного языка в рекламе. Но мы надеемся, что нам удастся сбить эту волну в самом начале – уже несколько дел мы выиграли в суде. Я считаю, что это очень важное направление в нашей работе. Так как, по моему мнению, разрушение национального сознания связано непосредственно с разрушением языка.
– В конце прошлого года многих потребителей интересовал вопрос, связанный с ценами на топливо. Какова ваша позиция в этом направлении? Существует все же сговор между крупными компаниями-производителями топлива?
– Я не думаю, что здесь есть какой-то сговор. Цена должна быть реальной и обоснованной. Разговоры о падении на мировом рынке цен на топливо не нужно привязывать к ситуации в России. Как вы знаете, у нас в стране существует инфляция. Внутренние цены на топливо в стране не только не падают, но, по моему мнению, наоборот, должны расти. Единственные виды топлива, на которые сегодня снизились цены – бензин и дизельное топливо. И я вам отвечу почему. Потому что в цены на это топливо включен налог на добычу полезных ископаемых. Это единственная величина, которая привязана к ценам на нефть на мировом рынке. Так вот эта цифра за последние полгода снизилась в среднем на четыре-пять рублей за литр. Следовательно, и цены на бензин на внутреннем рынке снизились.
– Но так какая же цена на бензин должна быть в России?
– Дело в том, что цены на бензин многие из нас воспринимают достаточно специфично – я имею в виду в основном автолюбителей. Для примера приведу ситуацию: если вы едете по трассе и видите, что где-то на АЗС цена составляет, предположим, 16 рублей за литр, то вы скорее всего не рискнете заправляться таким бензином. Подумаете, что он некачественный. Хотя других факторов, указывающих на плохое качество, вы не видите. Поэтому необходимо, чтобы люди знали, какова справедливая цена на тот или иной вид товара или услуги. Я не согласен с тем, что информация о справедливой цене должна исходить только от антимонопольной службы. Такие сигналы должны идти и от минэкономразвития, и от профильных министерств и ведомств, чтобы вся цепочка заработала нормально. И люди могли знать, какие цены на товары и услуги и в каких пределах должны быть.
– А как быть с ценами на жилье? Здесь же должны существовать границы?
– Вы знаете – справедливая цена одного квадратного метра жилья в Самаре сегодня составляет от 20 до 27 тысяч рублей, в зависимости от условий. Но это только в том случае, если мы учитываем стоимость самого здания. Однако на сегодняшний день помимо непосредственно строительства компаниям-застройщикам необходимо заниматься отселением граждан, подводом всех коммуникаций и инфраструктуры, платить арендную плату за землю, оформлять большое количество документации и разрешений – все это в два раза повышает уровень затрат. А соответственно, и стоимость квадратного метра. Компания-застройщик просто не может продавать квартиры по 25-30 тысяч за квадратный метр.
– А что вы скажете по поводу постоянного повышения тарифов на ЖКХ, это справедливо?
– Традиционно жилищно-коммунальная сфера существовала за счет дотаций. Наниматели и собственники квартир в полном объеме никогда не платили за те услуги, которые получали. Вместе с тем переход страны на рыночные отношения постоянно подталкивает к необходимости, чтобы люди платили «полным рублем». Это не значит, что цена единицы услуги должна постоянно расти. Но в то же время должна быть справедливая цена. И люди должны понимать это. На сегодняшний день существуют непонятные моменты в этой системе. К примеру, люди, в чьих домах установлены электрические плиты, должны платить за электроэнергию в полтора-два раза меньше горожан, в чьи квартиры проведен газ. Это нонсенс. Я, например, не могу объяснить, почему такая тенденция существует на сегодняшний день. То же с ценами на газ: для населения она одна, а на предприятиях, где объемы поставляемого сырья во много раз больше, цена ниже...Существует множество таких моментов, с которыми нам приходится сталкиваться. Я глубоко убежден в том, что до общества должна быть доведена информация, какова реальная, справедливая цена содержания их собственного дома. Тогда и не будет неопределенности в этом вопросе.
– Расскажите, какая ответственность предусмотрена за нарушение антимонопольного законодательства?
– Существует достаточно много видов ответственности. Другое дело, что доказать нарушение антимонопольного законодательства зачастую бывает сложно. Иногда расследования затягиваются на несколько лет. Это очень сложная процедура. Мировая практика показывает, что нарушений, расследование которых занимает небольшой срок, ну скажем, две-три недели, практически не бывает. Также нередки случаи, когда уже по собранным доказательствам суд выносит оправдательное решение. К слову, сейчас вносятся изменения в 178 статью Уголовного кодекса РФ, согласно которым в будущем за монополистскую деятельность будет предусмотрено уголовное наказание. На данный момент уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства не предусмотрена.
– Не так давно при УФАС по Самарской области был создан общественный совет. Чем он будет заниматься?
– Надо сказать, что мы пока не имеем большого опыта использования общественного совета. Такое решение было принято на уровне правительства России – при каждом органе такие советы существуют. Я вижу смысл этой работы в том, чтобы получать сигналы от граждан не только через жалобы ущемленных, но и от общественных организаций, которые могут отслеживать определенные проблемы на своем, более высокоорганизованном уровне. Это позволит более симметрично отслеживать ситуацию. Кроме этого, общественный совет нужен для того, чтобы существовала обратная связь, чтобы была возможность доносить результаты деятельности нашего ведомства до более широкого круга людей.
– А кто вошел в состав совета?
– Прежде всего представители различных общественных организаций, представители ТСЖ, союза журналистов, торгово-промышленной палаты, союза предпринимателей. То есть тех организаций, которые достаточно хорошо воспринимают все то, что происходит в интересующей нас сфере и которые могут помогать в работе.