Город Татьяна Козлова, уполномоченный по правам ребенка в Самарской области: «Нельзя допускать, чтобы ребенок страдал из-за недостаточного контроля за процессом усыновления»

Татьяна Козлова, уполномоченный по правам ребенка в Самарской области: «Нельзя допускать, чтобы ребенок страдал из-за недостаточного контроля за процессом усыновления»

История с Глебом Агеевым и другими усыновленными детьми, которые стали достоянием гласности после вмешательства правоохранительных органов, поставила перед обществом и властью много вопросов. Например, о том, насколько безопасен для детской психики и здоровья институт приемной семьи. О нем много говорят и пытаются к нему приобщить как можно большее количество семейных пар. Однако практика показывает, что в реальности все оказывается не так однозначно. В Самарской области, к счастью, пока подобные факты жесткого обращения с детьми не приобрели массового характера. Но это не значит, что права несовершеннолетних в губернии стали нарушать меньше. В то же время губернские парламентарии инициировали изменения в закон об опекунстве, предложив упростить и ускорить процесс усыновления (удочерения). Обо всех этих проблемах корреспондент 63.ru побеседовал с человеком, который напрямую контролирует соблюдение прав детей в Самарском регионе, уполномоченным по правам человека в Самарской области Татьяна Козлова.

Татьяна Владимировна, расскажите об основных направлениях вашей деятельности?

– Мы работаем в соответствии с законом, который так и называется: «Об уполномоченном по правам ребенка в Самарской области». В нем определены основные направления деятельности. Во-первых, это защита и восстановление нарушенных прав ребенка. По сути, это работа с обращениями, которые поступают к уполномоченному. Обращения могут приходить по почте, кроме этого у нас есть приемные дни и каждый может прийти на прием. Многие проблемы обсуждаются во время выездов на места. Второе направление – это содействие совершенствованию законодательства в интересах детей, а также участие в подготовке различных социальных программ. И третье – правовое просвещение.

Насколько третье направление актуально?

– Могу сказать, что довольно важный момент в нашей работе. Потому что значительная часть проблем, которые возникают у граждан, в том числе у детей, связана с недостаточной правовой грамотностью. Дефицит знаний в правовом поле имеет место быть. Для того чтобы решить эту проблему, мы активно сотрудничаем со средствами массовой информации, проводим встречи, круглые столы, конференции, издаем буклетную литературу. Где даем информацию о правах детей методах и формах их защиты.

С какими проблемами чаще всего приходится встречаться?

– Ежегодно мы готовим отчет по своей деятельности, в котором анализируем: кто и с какими просьбами обращается. Могу сказать, что из года в год спектр проблем мало чем отличается. В основном речь идет о жилищных проблемах, где в той или иной степени затрагиваются интересы ребенка. В первую очередь это касается многодетных семей, семей, где есть дети-инвалиды, а также сирот. Кроме этого, много обращений поступает по вопросам реализации прав в сфере образования детей, начиная с зачисления в дошкольные учреждения и кончая проблемами школьников. Часто приходится разбирать межличностные конфликты между детьми, родителями, воспитателями и педагогами. Отдельная тема для разговора – это проблемы, связанные с взаимоотношениями в семье.

Биографическая справка
Татьяна Владимировна Козлова родилась 1 января 1958 года в Кинельском районе Самарской области. В 1981 году закончила Куйбышевский медицинский институт по специальности «Педиатрия». Профессиональную деятельность после обучения в клинической ординатуре начала врачом-педиатром детской больницы №1 г. Куйбышева. С 1984 года, работая на кафедре госпитальной педиатрии медицинского университета, прошла путь от старшего лаборанта до доцента кафедры. В 1992 году защитила кандидатскую диссертацию. В 1997 году получила высшую аттестационную категорию врача-педиатра. Активно занималась проблемами социальной педиатрии: изучением влияния социальных факторов на здоровье ребенка, медико-социальными и правовыми проблемами детей-инвалидов, проблемами школьной медицины, изучением состояния здоровья детей-сирот, воспитывающихся в государственных учреждениях. Награждена Почетной Грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации, лауреат Губернской премии 2002 года за деятельность в области здравоохранения и социальной помощи детям.
По итогам конкурса с 2003 года уполномоченный по правам ребенка в Самарской области. В 2003–2004 годах прошла профессиональную переподготовку в ГОУВП «Поволжская академия государственной службы» по специальности «Правовое обеспечение управления».
Является автором более 60 печатных работ, в том числе автором методических пособий: «Первое право ребенка – право на жизнь и здоровое развитие», 2003; «Права ребенка в семье и ответственность родителей за здоровое развитие детей», 2005; «Право на образование и проблемы сохранения здоровья ребенка», 2006; и специального правового пособия для детей и родителей «О правах ребенка для всей семьи», 2006.
Замужем, имеет двух взрослых дочерей.

Финансово-экономический кризис внес какие-либо коррективы в вашу работу?

– Да. Нередки в последнее время обращения молодых мам, которые оказались, если так можно выразиться, не у дел, из-за банкротства предприятий или же сокращений. Часто в этом случае не производятся выплаты на ребенка работодателем. Мы реагируем на все обращения и содействуем решению возникающих вопросов. Также много в последнее время обращений от родителей детей-инвалидов. Если раньше взрослые очень часто предпринимали все меры, чтобы ребенок не имел статуса инвалида и это никак не отразилось бы на его жизни. То теперь акцент делается на то, что семья теряет определенную финансовую поддержку – пенсию по инвалидности ребенка. Здесь, как вы видите, опять присутствует экономическая составляющая.

Татьяна Владимировна, как решить проблему с нехваткой мест в детских садах, которая в последнее время стала очень актуальной особенно в Самаре?

– Проблема появилась уже давно. И обращений действительно поступает очень много. Несмотря на то, что вопросами дошкольного образования, по закону, занимаются муниципалитеты. Тем не менее областное правительство и губернатор достаточно внимания уделяют этой проблеме. Сейчас ведется работа по возвращению тех зданий, которые когда-то были перепрофилированы, сданы в аренду сторонним организациям. В этих целях была проведена инвентаризация типовых зданий детских садов, для увеличения количества групп. Также строятся новые объекты, хотя это скорее меры на перспективу. Кроме этого, правительство области для сглаживания данной социальной проблемы начало открытие групп временного (дневного) пребывания детей в территориальных центрах «Семья» и ввело компенсационные выплаты в случае, если ребенку от полутора до трех лет не обеспечено место в дошкольном учреждении.

Какие изменения в законодательство планируется внести в ближайшее время в рамках заботы о несовершеннолетних?

– С учетом того, что в последнее время наиболее болезненным стал вопрос жестокого отношения к ребенку вплоть до насилия, то на федеральном уровне было дано поручение изучить проблему и ужесточить ответственность взрослых. Статистика свидетельствует, что частота преступлений, совершенных несовершеннолетними, уменьшается в последнее время. Вместе с тем количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, увеличивается. В мае 2009 года генпрокуратура внесла законопроект, где предусмотрены меры по ужесточению ответственности как родителей и опекунов, так и работников государственных учреждений, где воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей. Я думаю, что ужесточение ответственности в данном случае совершенно оправдано. Кроме этого, профильные комитеты в государственной думе РФ рассматривают возможность увеличения суммы выплат для матерей, воспитывающих детей в возрасте от полутора до трех лет. Также рассматривается инициатива по снижению налогового бремени с родителей, имеющих детей, в случае если один из них находится в отпуске по уходу за ребенком. То есть готовится достаточно серьезный пакет изменений в законодательство с учетом тех экономических особенностей, с которыми мы столкнулись сейчас.

На ваш взгляд, процесс усыновления (удочерения) детей-сирот сегодня достаточно трудоемок для будущих родителей? И нельзя ли его упростить?

– С одной стороны мы говорим, что очень много детей-сирот и надо как-то упростить процесс их передачи в семью. С другой стороны – это очень опасно. Ведь если даже случаи жестокого обращения с детьми носят единичный характер, необходимо задуматься, насколько качественно проходит процесс отбора приемных родителей. На мой взгляд, те сроки, которые существуют сейчас, и так сведены к наикратчайшим. Но ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребенок страдал из-за недостаточного контроля за процессом усыновления.

Как долго длится этот процесс, усыновления?

– Трудно сказать. Потому что в каждом индивидуальном случае срок разный. В зависимости от ситуации, в которой находятся люди, желающие стать усыновителями, а также от самого ребенка. Необходимо проходить психологическую подготовку будущим родителям, и невозможно сказать, на сколько она может затянуться.

Быть может, этот процесс можно упростить в случае с опекунами?

– Этот вопрос вполне законен. Я думаю, что в этом направлении можно сделать определенные послабления. Чтобы избавить взрослых, которые уже живут и воспитывают детей, но имеют статус опекунов, от бумажной волокиты. Наши губернские законодатели как раз выступили с подобной инициативой, и я полностью их поддерживаю.

Татьяна Владимировна, хотелось бы затронуть вопрос о меценатстве. Оно сегодня существует? Или же люди слишком зациклены на собственных проблемах, чтобы решать чужие?

– Зачастую не все, кто вносит пожертвования, хотят, чтобы имя их разглашали. Я встречалась с такими ситуациями. Поэтому благотворительность существует, и я бы не сказала, что экономическая ситуация как-то повлияла на подобные поступки. Могу отметить, что если раньше благотворительность в основном была приурочена к праздникам, например, ко дню защиты детей. То сейчас очень много акций, которые проходят ежегодно, в течение длительного времени.

Куда могут обратиться граждане, желающие оказать помощь детям? Существуют специализированные фонды и организации?

– Есть масса вариантов. Многие даже обращаются в профильные департаменты и отделы и просят указать конкретную семью или конкретное учреждение, с кем бы они могли контактировать и оказать определенную поддержку. А вообще есть региональное отделение Российского детского фонда, которое выполняет посредническую функцию в передаче пожертвований.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Мнение
«Все наелись неадекватными решениями и бездействием чиновников»: глава самарского правительства — о первых 100 днях у власти
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления