В понедельник, 13 июля, на Волге в районе села Печёрское на мель село нефтеналивное судно «Бельская-75». В реку попало около двух тонн мазута. Всего на борту танкера, который принадлежит ООО «Саратовтанкер», находилось 190 тонн нефтепродуктов. Интересно, что сначала капитан танкера отказывался пускать на борт спасателей МЧС и милиционеров. Он также попытался скрыть информацию о разливе мазута. Экологи считают, что экосистеме в районе аварии нанесен значительный ущерб, который еще предстоит подсчитать. А в отношении судовладельца может быть возбуждено уголовное дело.
ЧП произошло 13 июля около пяти часов утра на реке Волге, в районе поселка Печёрское Сызранского района. На мель села баржа «Бельская-75» с мазутом на борту (общий объем танка 199 тонн). По пока не установленной причине судно отклонилось от фарватера.
В девять часов утра к месту аварии выехала оперативная группа Приволжского регионального центра МЧС России во главе с первым заместителем, полковником Сергеем Диденко. В целях ликвидации последствий аварии был создан штаб во главе с министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области Дмитрием Азаровым.
Также в состав штаба вошли специалисты департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области, представители других федеральных, областных и муниципальных органов.
Специалистами МЧС было установлено, что в реку попало около двух тонн нефтепродуктов. Размер пятна: ширина – до 35 м, длина – до 10 км, толщина плёнки – до 4 мм. Пленка двигалась вниз по реке и почти достигла моста через Волгу в районе Сызрани.
Отметим, что изначально экипаж судна пытался устранить течь своими силами. Капитан баржи Мухин отказался допустить на судно сотрудников МЧС и милиции. А информацию о происшествии и принадлежности судна попытались скрыть. «Тем не менее на борт судна спасателям попасть все же удалось. К этому времени временную заглушку на месте пробоины установили члены экипажа судна. Специалисты ООО «Самаратерминал» выставили боновые сооружения, для нейтрализации попавших в воду нефтепродуктов подготовлен сорбент. Производилась перекачка мазута из пробитого танка в резервный. Место происшествия осматривалось на вертолете ГУВД», – сообщил 63.ru дежурный ГУ МЧС по Самарской области.
Всего в районе железнодорожного моста около Октябрьска были выставлены два ряда боновых заграждений, работал нефтесборщик «Вайком». Для нейтрализации нефтепродуктов использовался сорбент. К работам было привлечено 47 человек и 15 единиц техники, в том числе от МЧС России – 13 человек и пять единиц техники.
На месте аварии по поручению межрайонной природоохранной прокуратуры в настоящее время работают представители управления Росприроднадзора по Самарской области для определения размера загрязнения, собственника судна и необходимых мер для ликвидации последствий аварии.
«В шестой межрайонный природоохранный следственный отдел Волжского межрегионального природоохранного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ направлено сообщение и материалы для организации проверки. Отдел расположен в Казани. Проверка будет проводиться в порядке статей 144-145 УПК РФ – на предмет наличия признаков состава преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ. Из Казани в нашу губернию уже выехали специалисты. Говорить о том, кто может быть привлечен к ответственности, судовладелец или капитан судна, преждевременно. Ущерб, который нанесен реке, также еще предстоит подсчитать. Следователи из Казани, скорее всего, прибудут сегодня ночью», – сообщил 63.ru и. о. самарского межрайонного природоохранного прокурора, младший советник юстиции Дмитрий Медведев.
Впрочем, по мнению самарских экологов, в любом случае в результате попадания в реку мазута и экологии нанесен серьезный ущерб, однако его масштабы зависят от результатов действий МЧС и спасательных служб. «Во-первых, мазут закрывает доступ кислорода в воду. Во-вторых, пятна могут растянуться на много километров. Кроме рыб и ракообразных могут пострадать и птицы. Если нефть и мазут попадут на оперение, то они не смогут летать и погибнут. Думаю, работа по восстановлению экологического состояния на месте аварии займет не один месяц», – считает эколог Дмитрий Кармашов.