В Самаре хотят создать музей имени Александра Солженицына. Он будет посвящен памяти жертв политических репрессий 30-40-х годов прошлого столетия. Планируется, что размещен музей будет в помещении заброшенной столовой ГРЭС на Волжском проспекте. Ранее в здании находилась пересыльная тюрьма, где содержался Александр Солженицын. По словам экспертов, экспонаты для музея помогут собрать родственники писателя, а также жители Самары.
С инициативой о создании в Самаре музея, посвященного политическим заключенным ГУЛАГа, выступил депутат губернского парламента Михаил Матвеев. Письма с обращением были направлены на имя губернатора области Владимира Артякова, а также мэра Самары Виктора Тархова. Организовать музей предлагается в здании бывшей столовой ГРЭС, расположенной на Волжском проспекте. Именно в нем в 30-50-е годы прошлого века находилась Куйбышевская пересыльная тюрьма.
В ней в свое время побывал и известный писатель Александр Солженицын. Позже, в середине 90-х, писатель посетил Самару еще раз. Но уже не в качестве заключенного, а известного писателя.
Музей мог бы стать одним из культурных центров в память тех людей, которые погибли в Самаре во времена политических репрессий. К тому же нельзя не замечать, что приезжающие в столицу губернии иностранцы, туристы больше всего интересуются военным и сталинским периодом истории города.
К сожалению, рассказать об этом периоде, если не считать бункера Сталина, особо негде. По словам Михаила Матвеева, в музее может быть создан отдел, посвященный писателю Александру Солженицыну как одному из известнейших людей, побывавших в Куйбышевской пересыльной тюрьме. «Кроме этого, сам музей можно назвать в честь великого писателя. А сегодня мы видим, что историческое здание пересыльной тюрьмы разрушается. Завтра здесь могут построить очередной торговый центр, и уникальный памятник, помнящий Александра Солженицына, будет навсегда утрачен для истории и культуры города», – говорит Михаил Матвеев.
По словам депутата, вдова Александра Солженицына Наталья была извещена об идее создания в Самаре музея имени ее покойного мужа. «Письмо было отправлено мною по электронной почте. Однако ответа пока не пришло, так как прошло совсем немного времени», – говорит Михаил Матвеев.
В случае создания музея есть надежда на то, что семья Александра Солженицына внесет лепту в организацию отдела, посвященного писателю. И предоставит ценные экспонаты.
С этим согласен и президент ТРК «РИО» Виталий Добрусин, встречавшийся с Александром Солженицыным, когда тот приезжал в середине 90-х годов в Самару. «Думаю, что на предложенную инициативу надо смотреть шире. Поэтому я выступаю за идею создания музея, в котором были бы представлены экспонаты, имеющие отношение ко всем знаменитым и выдающимся людям, которые когда-либо были связаны своей судьбой с судьбой Самары. Несомненно, что в этом музее одна из экспозиций должна быть посвящена писателю Александру Солженицыну. Думаю, что Наталья Солженицына обязательно бы поддержала эту идею и помогла бы оригинальными экспонатами», – говорит Виталий Добрусин.
Кроме того, поскольку музей планируется создавать в память обо всех политических заключенных, проблема оформления экспозиций навряд ли станет серьезной. «Думаю, что часть документов по политическим заключенным можно было бы найти в архивах ФСБ. Кроме этого, у многих жителей города есть родственники, чьи судьбы связаны с политзаключенными тех времен. Они также могли бы помочь в создании музея», – говорит Михаил Матвеев.
Инициативу о создании музея уже поддержали в ряде общественных и правозащитных организаций. Так, руководитель самарского общества «Мемориал» Владимир Семенов напоминает, что в 30-40-е годы Куйбышевский БезымянЛАГ был одним из крупнейших пунктов системы ГУЛАГа. В братских могилах, многие из которых расположены в нынешних парках города, до сих пор покоятся десятки тысяч политзаключенных. Здесь были расстреляны высшие руководители Красной армии. «Вопрос о создании музея поднимался около 20 лет назад. Но на тот момент в здании бывшей Куйбышевской пересыльной тюрьмы работала столовая ГРЭС. Вопрос так и не был решен, потому что сносить одно здание для возведения другого нецелесообразно», – отмечает Владимир Семенов.
По его словам, сегодня основные трудности при создании музея могут возникнуть как раз при оформлении документов на землю, а также в вопросе финансирования. К примеру, до сих пор неизвестно, кто является собственником земли, на которой расположено здание заброшенной столовой ГРЭС. Также нет четких планов и решений по ее дальнейшей эксплуатации.
Однако эти проблемы, считает Михаил Матвеев, вполне можно решить. «Для этого нужна лишь воля городских и региональных властей», – считает депутат.
Впрочем, с мнением депутата и общественников согласны не все. Так, пенсионерка Анна Симонова, член КПСС с 1952 года, считает, что Самаре не нужен музей памяти диссидентов. «Во времена советской власти эти люди способствовали развалу Союза, извратили идеологию партии. Быть может, из них кто-то и стал впоследствии знаменитым и влиятельным человеком. Но для меня слово «диссидент» ассоциируется со словом «предатель». И я не хочу, чтобы в моем городе появился музей памяти предателей», – считает пенсионерка.