Город Григорий Васильев, (Titir), философ по призванию: «Главное – это продуктивная самореализация, а всё остальное – суета»

Григорий Васильев, (Titir), философ по призванию: «Главное – это продуктивная самореализация, а всё остальное – суета»

В Самаре проживает огромное количество оригинальных и инициативных людей, интересы которых простираются на многие сферы жизнедеятельности. Но даже среди них встречаются оригиналы, способные удивить самую притязательную публику. В их числе – активный пользователь 63.ru, философ, автор антропологического исследования «От эволюции к модифицированию» Григорий Васильев (Titir). Философ работает в строительной компании, но все-таки находит время для дискуссий в Сети. По словам Titir’a, общественная деятельность наносит тяжелые удары по его семье, но он уверен, что гении – народ «жертвенный» и редко бывают «системно реализованными».

– Григорий, вы являетесь автором антропологического исследования «От эволюции к модифицированию». Расскажите, пожалуйста, о нем поподробнее.

– Мой авторский проект, философско-гуманитарное начинание – это моя попытка дать ответы на ряд этических дилемм современности, которые с позиции господствующего ныне мейнстрима (ортодоксального гуманизма) носят совершенно необъяснимый и взаимоисключающий характер. К примеру? Как могли случиться при господстве самых гуманистических концепций события, описываемые наиболее парадоксальными свидетелями нашей эпохи Варламом Шаламовым и Александром Солженицыным?

По убеждению Шаламова, «возвратиться может любой ад, увы!» Свое мрачное предвидение он основывает на том, что в России не осознан главный урок 20 века – «урок обнажения звериного начала при самых гуманистических концепциях» (Письмо Шаламова к А. Кременскому Знамя, Москва, 1993, № 5, стр.151-156). Современная гуманистическая доктрина на этот вопрос не может дать внятного и вменяемого ответа.

– С какой целью вы этим занимались? У вашего исследования может быть реальное применение в наши дни?

– Разумеется, любой научной доктрине есть практическое применение, только вот не всегда это применение наглядно наблюдаемое. Философская доктрина – это не отбойный молоток по добыче каменного угля, эффективность ее воздействия трудно проверить эмпирически.

Но тем не менее, если по прошествии двух тысяч лет существует устойчивый спрос на Библию, евангельские тексты, сочинения Гумилева, Фридриха Ницше, то это кому-нибудь нужно. Очень трудно посчитать, скольким людям сочинения Варлама Шаламова или Ницше помогли избежать тяжелейшей депрессии, морального слома и нравственного падения, сумасшествия, суицида, помогли сохранить веру в морально-нравственные идеалы, сколь далеки и малозначимыми эти поруганные идеалы нам не казались бы.

– В вашей анкете написано, что вы работаете в строительной компании, а кто вы по призванию – философ?

– Честно признаться, моя трудовая книжка довольно пестрая, я не привязываю себя к какой-либо корпорации. Это видно хотя бы по материалам моей форумной ветки «запомним такое к себе отношение». В какой бы «крутой» корпорации я бы ни работал, я сохраняю психологическое обособление. Я не член корпорации или коллектива, а скорее поденщик, ищущий пропитания. Также я бы не стал себя ассоциировать с каким-то определенным ремесленным навыком. Сегодня я, к примеру, заворачиваю лампочки на вокзале, завтра сяду за руль «Камаза» или «Икаруса», послезавтра пойду работать штукатуром или каменщиком. Я по своей природе типичный «фактотум», обладатель тысячи ремесленных навыков с одинаковой степенью посредственности владения всеми ими.

– «Я знаю, что я ничего не знаю» (или «Нет предела совершенству») – это выражение про вас? С каким девизом вы шагаете по жизни?

– К сожалению, мой девиз, мое кредо несколько конформистской направленности. Я не поклонник сократовского тезиса «Познай самого себя». Признаться честно, я побаиваюсь данного лозунга. Ибо человек, познавший самого себя, может потерять интерес и к себе и к жизни вообще. Поэтому мой девиз – «Постарайся при любых обстоятельствах». А обстоятельства, они разные бывают, и еще неизвестно, какие именно обстоятельства, какого сорта (позитивные или негативные) в большей степени угрожают нашей и моей человечности. Поэтому я умею благословлять и быть искренне благодарным своей социальной ограниченности и несамодостаточности как верному средству предохранения от пороков и искушений нашей жизни.

– Помимо размышлений о насущном, чем вы занимаетесь в свободное время? Как к вашим занятиям относятся члены семьи? Чем в своей жизни вы особенно гордитесь?

– К сожалению, в последнее время меня едва хватает на исполнение полемической переписки со своими сетевыми собеседниками на ряде сетевых ресурсов, помимо этого, как могу что-то ремонтирую по дому. В моей семье тема моего творчества фактически табуирована, я причислен к касте тихих, управляемых и адекватных сумасшедших, проблемы которых можно успешно скрывать от окружающих.

– Совершали ли вы поступки, за которые вам было стыдно? Что ставите для себя на первое место в жизни?

– Все мы когда-то играли в нехорошую игру под названием «псевдобрутальность», и, слава богу, у меня получалось почти что сухим выходить из воды. И когда после начинаешь самоедствовать и анализировать, то приходишь к неутешительным выводам, что в основе притязаний на псевдобрутальность лежат юношеские комплексы неполноценности и вопиющее невладение элементарной этикой. Очень часто свое малодушие, неспособность обозначить проблему волевой репликой, снисходительной и нейтральной фразой оборачивалось запредельными в своем натурализме акциями, в которых мне не всегда удавалось сохранить свое лицо. Раз меня били всей общагой, другой раз, завернув в ковер, выбросили в окно третьего этажа. Но, слава богу, я жив.

– Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы наш город стал одним из лучших в России?

– В ответ на этот вопрос я расскажу историческую притчу: как-то Геродот, путешествуя, обнаружил на побережье северного Причерноморья процветающий город (видимо, греческую колонию), не обнесенный никакими укреплениями. В изумлении он спросил первого встречного: «Как такое возможно?». На что первый встречный житель указал Геродоту на группу горожан и сказал при этом: «Вот стены этого города».

– Являетесь ли вы патриотом Самары?

– Разумеется, основной принцип мыслителя и гражданина – это принцип ветхозаветного пророка Иеремии: «Не навреди городу, в котором живешь».

– Григорий, поговорим немного о политике. Нашим читателям интересно, к какой политической партии либо течению вы бы смогли себя отнести? Если не секрет, кого вы поддержите на предстоящих выборах?

– Традиционно я своим голосом поддерживаю подвижников движения гражданского самосознания, какими являются Михаил Матвеев или Наталья Боброва.

Но если я замечу, что авантюрист-пассионарий пытается что-то «наварить» на дешевом популизме, то я могу вмиг стать очень радикальным консерватором. В политике очень осторожен, душой единоросс, но разумом я понимаю, что гольф – это игра истинных джентльменов. Попытаться вступить в «Единую Россию» – это так же глупо и наивно, как подать заявку на членство в элитнейший гольфклуб. Хотя если объективно осмотреться, то должность «кедди» в элитном гольфклубе – это тоже вариант.

– Что бы вы хотели изменить в себе, в Самаре, области и в России в целом?

– Как философ, я не имею никаких иллюзий. Я точно знаю, что все качественные критерии исходят только от характера и степени зрелости социальных связей в данном обществе. Каковы связи между гражданами города, региона, страны, такова и политическая власть, и государствообразующие принципы, и нормы межгражданских соглашений.

К сожалению, ни город, ни Россия как страна в целом еще не переросли период подросткового местничества. Все мы любим вопрос: «А кого ты знаешь?» И испытываем неадекватные приступы то ярости, то смущения от простого для европейца вопроса: Who are you? (Ты кто?), который большинству соотечественников кажется неадекватно хамским или грубым и вызывающим.

– Вы являетесь одним их самых активных и неординарных пользователей нашего портала. Как вам удается это все совмещать с семьей и работой?

– Я не ищу себе славы второго Василия Розанова. Я автор несколько заумной философской теории, которая, представляя из себя колоссальную ценность, тем не менее лежит за определенной гранью болевого восприятия популярной аудитории. И поэтому этой аудиторией не воспринимается. Но вот вторичное производное моей философии, моя полемика, мой тип мировоззрения некоторый отклик находит. И поэтому я вынужден много времени тратить на немного несолидные, но популярные объяснялки, трактовки, суждения и прочие мудрствования. Хотя, как я уже повторял, я не претендую на славу второго Василия Розанова. Семья относится к моим занятиям, мягко говоря, очень неодобрительно. Для моей семьи я просто великовозрастный геймер и ничего более. Моя общественная деятельность – это тяжелый удар по моей семье. Гении, как правило, народ жертвенный, а что может быть проще, чем принести в жертву того, кто просто оказался ближе к телу гения? Разумеется, первая жертва гениальности – это семья гения. А гении редко бывают системно реализованы.

– Почему вы взяли ник именно titir?

–Мой ник titir я взял в знак причастности к покровителю и проводнику некоего путешественника по тем местам, куда на экскурсии пускают только в один конец и в одном направлении. Разумеется, это тема «Божественной Комедии» Данте Алигьери, который предпринимает путешествие, экскурсию в сопровождении и под покровительством тени великого поэта античности Вергилия. А Титир – это имя влюбленного и мечтательного пастуха его поэмы «Буколики».

«...стал воспевать я царей и бои, но щипнул меня за ухо Кинфий (Апполон) – Пастуху полагается, Титир, тучных овец пасти и петь лишь негромкие песни...»

– В чем, по-вашему, смысл жизни? Какие цели вы ставите перед собой на ближайшие годы?

– Абсурдно привязывать смысл жизни к достижению неких идеалов сугубо футуристического толка. Цель у философа одна-единственная. Это пропаганда уникального направления русской мысли, русского позитивизма. Выплата дани памяти и уважения всем тем, кто много работал, думал и страдал, но умер в отчаянии и забвении.

Цель философа – это пропаганда его идей на основе формирования первичной ячейки сферы его влияния. В этом плане мыслителя можно уподобить пауку, а его сферу влияния – паутине. Где именно будет сплетена эта паутина? Во дворце или хижине (а может, и в тюрьме или психлечебнице) – это не суть важно. Главное – это продуктивная самореализация, а все остальное – это суета. Если кто дочитает до конца, то ему от меня большой респект.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления