Чтобы решить проблему дефицита мест в детских садах, нужны не только плановое финансирование строительства и 2,5 млрд рублей. Есть альтернативное решение детского вопроса.
Проблема нехватки мест в системе дошкольного образования всегда особенно остро встает в весенне-летний период, когда тысячи родителей в одной только Самаре узнают, что их дети в этом году не попадают в детский сад, хотя и стояли в очереди буквально с рождения. Властные структуры различных уровней, общественные организации и частные предприниматели предлагают разные пути вывода дошкольного образования из состояния коллапса. Но могут ли они реально решить проблему в ближайшее время?
Справка
В Самаре в настоящее время действует 201 муниципальный детский сад. Системой муниципального дошкольного образования охвачено немногим более 30 тыс. детей, или порядка 50% от общего числа детей от 1,5 до 7 лет.
Очередь в детские сады г. Самары в настоящее время составляет более 14 тыс. детей, в то время как ежегодно при комплектовании групп в ДОУ удовлетворяется только порядка 30% заявок на поступление.
В бюджет г.о. Самара на 2010 г. заложено 1 млрд 682 тыс. рублей на содержание существующих детских садов, а также 28 млн руб. в рамках целевой программы по созданию новых мест в системе дошкольного образования. При этом стоимость реконструкции одного ДОУ с надстройкой дополнительного этажа на 100 мест оценивается минимум в 30 млн руб. без учета около 7,5 млн рублей ежегодно на их содержание.
Напомним, что основными причинами острой нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях стали их массовое закрытие, продажа и перепрофилирование в 90-х и начале 2000-х годов. В период с 1991-го по 2006 год Самара потеряла более 220 зданий детских садов. Последствия не заставили себя долго ждать. Уже в 2006-2007 годах стала очевидной острая нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях - активного детородного возраста достигли люди, появившиеся на свет в середине 80-х годов, когда наблюдался всплеск рождаемости. Для сравнения: в 2003 году уровень рождаемости в Самарской области составлял 31,4 тыс. человек, уже к 2008 году этот показатель, по информации управления ЗАГС по Самарской области, начал вплотную подбираться к 37 тысячам, а число очередников в детские сады на конец года составило более 15 тыс. человек.
Цена вопроса
После того как в 2008 году группа инициативных пользователей популярного интернет-портала «Самарские родители» начала активные действия по привлечению внимания властей к проблеме (организовывались пикеты, сборы подписей под обращениями к Президенту РФ и руководству области, инициировались пресс-конференции и круглые столы), областные и муниципальные чиновники начали было предпринимать шаги для решения проблемы. Так, в 2009 году на реализацию программы по увеличению количества мест в ДОУ планировалось выделение субвенций из областного бюджета в размере 178 млн рублей, город собирался выделить 157 млн руб. На эти средства планировалось возвращать на баланс муниципалитета и восстанавливать заброшенные и перепрофилированные сады, строить новые и увеличивать количество мест в существующих ДОУ. Даже такие суммы не могли покрыть дефицита мест: по проектной документации, подготовленной в департаменте строительства и архитектуры города, на восстановление только одного здания на проспекте К. Маркса, 370 требуется около 125 млн рублей, а это не более 150 мест при ежегодном неудовлетворенном спросе на дошкольное образование почти в 10 тысяч детей. Всего, по словам руководителя управления информации и аналитики администрации г.о. Самара Андрея Имукова, на решение проблемы детских садов в городе требуется как минимум 2,5 млрд рублей. Однако в результате город не получил и запланированных средств – после масштабного секвестрирования в связи с кризисом областная программа субсидирования муниципалитетов была приостановлена, а из городских средств на увеличение количества мест в детских садах в 2009 году осталось всего 25 миллионов.
Весной этого года горадминистрация предложила новый путь решения проблемы дефицита детсадов – самым оптимальным способом создания дополнительных мест было признано не строительство новых объектов, а реконструкция действующих с надстройкой третьего этажа. По заверениям разработчиков проекта, затраты на реконструкцию каждого сада (с учетом обновления всех коммуникаций ДОУ, установки новых пластиковых стеклопакетов и т.п.) составят всего 30 млн рублей и это обеспечит дополнительными местами в среднем 100-120 детей. По словам первого заместителя директора МП Самары «Бюро обмена, экспертизы и оценки» Натальи Феофановой, при реконструкции садов на организацию одного места для ребенка необходимо около 300 тысяч рублей. При строительстве детского сада с нуля эта цифра достигает 900 тысяч рублей. Инициативу одобрил Роспотребнадзор, было заявлено, что в пилотном проекте надстройки третьих этажей примут участие 8-10 ДОУ. Однако сегодня городская администрация не скрывает, что средств в бюджете на эти цели нет, и где город будет их изыскивать, пока не известно. При этом не стоит забывать, что даже если город сможет обеспечить большую часть желающих местами в ДОУ, будет необходимо изыскивать дополнительные средства на содержание этих мест. Как известно, сегодня содержание одного ребенка в муниципальном детском саду обходится в 8,5 тыс. рублей в год. Из них 20% компенсируются за счет добровольных пожертвований родителей, итого из городского бюджета выделяется 6200 рублей на одного детсадовца. Учитывая, что самарские власти ставят целью обеспечить местами не менее 7000 детей, ежегодные дополнительные расходы бюджета могут составить не менее 500 млн рублей. А реальная потребность устроить ребенка в детский сад у самарских семей заметно выше. В 2009 году, по данным управления ЗАГС по Самарской области, в городе был зарегистрирован 13761 новорожденный. В первом полугодии 2010 года родилось 7690 детей, почти на 300 больше, чем за аналогичный период прошлого года. Учитывая, что при комплектовании групп в детских садах обычно удовлетворяется не более 30% заявок, путем несложных вычислений можно прийти к выводу, что только на обслуживание всех необходимых мест в ДОУ в бюджет ежегодно должно быть заложено почти 4 млрд рублей – против 1 млрд 700 тыс. в бюджете 2010 года. В связи с этим все чаще звучат предложения для начала не вкладывать колоссальные средства в создание новых мест, а найти альтернативные способы использования средств на их ежегодное содержание.
Варианты решения
По мнению председателя Самарского регионального отделения Союза архитекторов России Юрия Корякина, при грамотном проектировании надстройка третьих этажей и даже мансард над 2-этажными детскими садами может стать хорошим решением. Однако, по словам г-на Корякина, миллиарды рублей, вложенные в эти объекты, могут быть потрачены зря. Учитывая прогноз снижения рождаемости, потребность в большом количестве детских садов может отпасть сама собой. Похожее мнение выражает и исполнительный секретарь Региональной общественной организации «Родительское собрание» Надежда Семенова: «Ситуация с детскими садами в Самаре остается крайне напряженной, ожидать необходимого финансирования целевых программ и ввода новых садов можно годами, а решать проблему необходимо прямо сейчас. И зачастую здесь нужны не столько огромные средства, сколько добрая воля. Ведь существует ряд альтернативных способов обеспечить детей конституционным правом на дошкольное образование».
Так, к примеру, в Пермском крае осуществляется предоставление зданий под организацию частных детских садов и выплачиваются компенсации семьям, чьи дети не имеют возможности устроиться в муниципальный детский сад. Эта дотация составляет 5 тыс. руб. ежемесячно. Последняя мера вызывает вполне обоснованную критику, поскольку не существует механизма контроля за использованием семьями этих средств. В то же время в г. Арзамасе предложили альтернативную форму компенсаций - внедрена система предоставления целевых потребительских субсидий. Проще говоря, семьи имеют право получить на руки не «живые» деньги, а так называемые социальные ваучеры на сумму, равную стоимости содержания ребенка в МДОУ, которые могут быть использованы для оплаты услуг лицензированных частных детсадов под гарантии городской администрации.
Перспективным также является инструмент концессионных соглашений между частным бизнесом и местной администрацией, когда муниципалитет дает предпринимателю возможность длительной эксплуатации здания для размещения детского сада за минимальную плату, несопоставимую со среднерыночной стоимостью аренды, сохраняя при этом право собственности на объект, в то время как концессионер обязуется вложить средства в реконструкцию и ремонт данного объекта. В результате владелец частного детсада получает возможность снизить издержки и, как следствие, плату за свои услуги, а муниципалитет – без затрат сократить очередь в МДОУ.
Кроме того, в Самаре давно говорят о необходимости обременять застройщиков условием проектирования помещений под детские сады, к примеру, на первых этажах жилых домов. Пока только одна строительная компания в Самаре по собственной инициативе проектирует и строит детские сады на территории своих жилых комплексов. В ближайшее время СК «Авиакор» запускает частный детский сад на территории жилого комплекса «Самара», в планах – строительство детского сада во второй очереди поселка Красный Пахарь.
Без поддержки властей частный бизнес с осторожностью вкладывает средства в коммерческое дошкольное образование. Пока в Самаре реализуется только один масштабный проект частного детского сада. 1 июля 2010 года в здании бывшего муниципального детского сада открылось частное дошкольное образовательное учреждение «Альтернатива» на шесть групп (это порядка 110 детей), собственник вложил миллионы рублей в реконструкцию здания, но признается, что готов развивать бизнес и открывать новые сады, если муниципалитет предложит ему кредиты на условиях минимальных процентов или разместит заказ на оказание образовательных услуг, что позволит клиентам платить за частный сад суммы, не превышающие размер оплаты услуг МДОУ. «Даже с учетом заложенной в бизнес-план окупаемости услуг, - говорит учредитель АНО «Альтернатива» Кирилл Васильев, - сегодня ежемесячная плата, взимаемая с родителей в нашем саду, составляет от 7,5 тыс. рублей - это ниже расходов на содержание ребенка в муниципальном детском саду. Частный бизнес может более эффективно расходовать средства, выделяемые государством на дошкольное образование, чем это делает само государство. Зачем бюджету строить и содержать сады, если можно их просто содержать, а строительство поручить частному бизнесу? Властям необходимо просто вникнуть в суть вопроса и откровенно поговорить об этом».
11 июня этого года в Самарской губернской Думе состоялся круглый стол по проблеме обеспечения детей местами в дошкольных образовательных учреждениях с участием представителей областного правительства и муниципальных департаментов образования. В результате были разработаны рекомендации депутатам губернской Думы, правительству Самарской области и органам местного самоуправления рассмотреть возможность возобновления реализации областной целевой программы финансирования дошкольного образования, внесения изменений в законодательство и прочие меры по поддержке частных детских садов. Однако до сих пор реальных шагов в этом направлении предпринято не было.