Администрация города продолжает увеличивать кредиторскую задолженность. По итогам июля муниципальный долг может возрасти до 2,5 млрд рублей. В ближайшее время руководство города намерено привлечь на аукционах более 750 млн руб. Деньги пойдут на финансирование дефицита бюджета. Аукционы станут последними в этом году и закроют годовую потребность города в привлеченных деньгах. Эксперты связывают спешку мэрии с аукционами с приближающими выборами, а увеличение долга города тревожным – этот факт может повысить уровень рисков для инвестиций в долги области и города.
Администрация Самары анонсировала проведение двух открытых аукционов, с помощью которых рассчитывает привлечь две кредитные линии от банков. Эти деньги направят на финансирование дефицита бюджета города.
На первом аукционе, 23 июля, мэрия рассчитывает занять у банков 200 млн руб. Средства пойдут на покрытие разрыва в бюджете в июле 2010 года – июле 2011 года.
Максимальный размер процентной ставки за пользование кредитом обозначен как 7,5% годовых.
На втором аукционе, 30 июля, разыграют два лота на общую сумму 553 млн 66,5 тыс. руб. Лимит кредитной линии по первому лоту составит 300 млн руб.; по второму – 253 млн 66 тыс. 500 руб. Деньги пойдут на финансирование дефицита бюджета в августе 2010 года – августе 2011 года. Максимальный размер процентной ставки за пользование кредитом обозначен как 8% годовых.
Аукционы по привлечению средств в банках на покрытие дефицита бюджета мэрия проводит практически ежемесячно. В среднем лимиты, привлекаемых кредитных линий составляют 300-600 млн рублей.
Например, в марте текущего года на эти цели мэрия заняла 300 млн рублей; в мае – также 300 млн рублей; в июне – 600 млн рублей.
По предварительным подсчетам, общая сумма уже привлеченных мэрией средств составляет около 1,8 млрд рублей. Средства, которые мэрия рассчитывает получить в июле доведут эту сумму до максимально возможного значения – более 2,5 млрд рублей. Тем самым уже к середине лета администрация Самары исчерпает годовой лимит на привлечение заемных средств на покрытие дефицита бюджета.
Отметим, что согласно параметрам бюджета, утвержденным на последнем заседании думы, дефицит городской казны в настоящее время составляет 1 млрд 836 млн 957,5 тыс. рублей (Доходы – 13 млрд 80 млн 25,2 тыс руб. Расходы – 14 млрд 916 млн 982,7 тыс руб.).
По оценкам аналитиков, размер муниципального долга Самары в 2,5 млрд руб. можно оценить как средний по величине. Однако в разрезе области в целом эта цифра несколько тревожна.
«Муниципальный долг Самары в 2,5 млрд руб. это 20% от доходов бюджета за 2009 года. В текущем году это соотношение может снизится в связи с некоторым улучшением макроэкономической ситуации в области. Эта величина соответствует среднему значению долга к доходам бюджета для регионов РФ. Проблема в том, что соотношение долга к доходам бюджета области составляет по последним имеющимся данным порядка 32%. Эта величина уже выше средней рыночной и требует к себе повышенного внимания, поскольку может вызвать на рынке переоценку с повышением уровня рисков инвестиций в долги области и города и, соответственно рост ставок. Такое развитие событий нивелирует положительный эффект от госрасходов в области и городе. Пока на ставках кредитования рост задолженности города и области не отразился, в том числе, под влиянием демонстрируемой на федеральном уровне поддержки региону», – говорит главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
Пока пул банков участников предстоящих торгов не сформирован, не исключено что в списке участников могут оказаться постоянные кредиторы мэрии.
Эксперты отмечают, что большинство банков считает мэрию надежным заемщиком, поэтому с интересом относится к таким предложениям. «Безусловно, предложение интересно для кредитных организаций, поскольку органы исполнительной власти относятся к категории наиболее надежных заемщиков», – отметил управляющий филиалом «Самарский» банка «ГЛОБЭКС» Вячеслав Галочкин.
По словам г-на Галочкина, обозначенные мэрией Самары процентные ставки находятся на нижней границе возможных рыночных предложений для данной категории заемщиков и оговоренных сроков кредитования. Однако выполнить требуемые условия способны только крупные федеральные банки с избыточной ликвидностью.
Управляющий филиалом ОАО «Нордеа банк» в Самаре Михаил Липовецкий также охарактеризовал заявленные мэрией процентные ставки как адекватные для рынка.
Впрочем, некоторые участники банковского сектора утверждают, что не все банки воспринимают предложения от мэрии к участию в подобных аукционах с интересом, напротив, многие сознательно не участвуют в подобных конкурсах.
«У таких кредитов есть один существенный минус, – говорит один из участников рынка. – Согласно условиям муниципального контракта, воспользоваться кредитной линией мэрия может не сразу, а в любое время срока кредитования. Например, через полгода или еще позже. Это крайне не выгодно для кредитных структур. Когда, когда банки интересуются целями, на которые будут потрачены кредитные средства и сроками использования кредита, еще до проведения конкурса, то мэрия не может предоставить такие дынные. А чтобы специалисты банка могли оценить, насколько выгодна для них такая сделка необходимо понимать ее детали, сделать прогноз развития событий на финансовом рынке. В итоге страдает и город (так как средства ни на что не тратятся), и банк, который не получает прибыль по выделенным средствам. Кроме того, и после завершения торгов мэрия не раскрывает информацию о том, куда конкретно тратятся средства: на строительство дорог, жилья, инженерных коммуникаций, озеленение или, может быть чиновничьи нужды. Этот фактор обычно тормозит активность участников».
«Процентные ставки по кредитам в настоящее время не высоки. Если сравнить со ставками на предыдущих аукционах – 11,5-9,5%, то 7,5-8% не так уж и много, – рассуждает другой собеседник. – Однако эти долги тоже нужно возвращать. Мэр Самары г-н Тархов говорит о финансовой независимости Самары. Но, увы, это кажущаяся автономность. Ведь неумение привлекать средства из вышестоящих бюджетов приходится компенсировать постоянным увеличением муниципального долга. Похоже, что новому мэру и администрации вместо двукратно выросших доходов бюджета, о чем не раз заявлял, серьезную финансовую проблему: бюджет обремененный миллиардными долгами».
В конечном итоге долги будет выплачивать жители, ведь именно те налоги, которые они платят, составляют большую часть дохода городской казны.