В среду, 8 сентября, общественники Самары поддержали концепцию проекта федерального закона «О полиции». Его плюсы и минусы юристы, ученые, представители общественных организаций, бизнеса и политики обсуждали за круглым столом в стенах Самарской губернской думы. Как оказалось, к закону есть масса претензий, и он, по мнению общественников, требует детальной доработки перед принятием на федеральном уровне. Замечания и предложения собравшиеся направили в администрацию президента России.
Закон – не дышло...
Концепцию закона «О полиции» общественники рекомендовали поддержать с учетом целого ряда замечаний и предложений. Участники круглого стола, который состоялся в Самарской губернской думе, считают, что если его принять в том виде, в котором он есть сейчас, – это создаст благодатную почву для коррупции, рейдерских захватов организаций и прочих нарушений. «В законе есть некоторые моменты, которые могут создавать условия для возникновения прецедентов, – считает председатель общественно-правового центра при СГД Валентина Рузаева. – В таком важном законе не должно быть ни одной неточной формулировки, которую можно было бы трактовать по-разному в зависимости от заинтересованности тех или иных лиц». Действительно, в статье 13 закона «О полиции» говорится о том, что полицейский может беспрепятственно проникать в жилые и иные помещения граждан. Однако, по мнению общественников, в законе должен быть четко прописан механизм этого положения с учетом конституционных прав.
Кроме того, по мнению общественников, нет конкретики и в пункте 2 статьи 13, согласно которому полицейский может задержать гражданина, если есть достаточные основания полагать, что он совершил преступление или находится в розыске. Однако что имеется в виду под «достаточными основаниями подозревать», в законе не указано. По мнению Валентины Рузаевой, в документ следует включить перечень оснований для этого. Предложения по уточнению этих и других формулировок будут направлены в администрацию президента России. «Нам важно, чтобы закон был единый, чтобы потом не пришлось его дополнять отдельными нормативными актами, – рассказывает председатель комитета по законодательству, законности и правопорядку СГД Юрий Шевцов. – На сегодняшний день есть сотни таких актов, которые регулируют деятельность органов внутренних дел. И разобраться в них какой-то организации или отдельному гражданину просто невозможно! Это должен быть один закон, в котором четко должны быть определены и права, и обязанности сотрудников полиции».
Общество присмотрит за полицией
Одним из важнейших нововведений, которым ознаменуется принятие закона «О полиции», станет тот факт, что деятельность полицейских будет контролировать общество. На МВД возлагается обязанность постоянно изучать общественное мнение и осуществлять мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. При министерстве будут созданы общественные советы, в состав которых войдут представители трудовых коллективов, общественных объединений, деятели культуры, науки и искусства, а также представители религиозных конфессий. Контроль действий полиции будут осуществлять общественные наблюдательные комиссии как самостоятельно, так и совместно с общественными советами. В части формирования этих общественных советов у Валентины Рузаевой тоже есть предложение. На ее взгляд, делать это нужно на законодательном уровне. Концепция закона же предполагает, что этим займутся руководители полицейских ведомств.
«Главный плюс закона «О полиции» – это то, что помимо прокурорского надзора появился и общественный контроль, – комментирует Юрий Шевцов. – Что это такое и в каком виде он должен осуществляться – все это расписано в законопроекте. На этот счет у нас есть ряд замечаний и предложений: каким образом будет осуществляться контроль? Какие запросы может представлять общественность и каковы сроки ответов на них? Эти и другие вопросы требуют детального рассмотрения, и мы будем вносить свои предложения и замечания».
«Полицейский кастинг»
Основной вопрос – кто же будет охранять наш покой – беспокоит общество больше всего. Ведь реформировать только внешний облик нового ведомства – не вполне эффективная мера. На круглом столе этому вопросу уделили особое внимание все присутствующие. По их мнению, к личностным и профессиональным качествам принимаемых на работу полицейских должны предъявляться повышенные требования. «Подбирать, а не набирать» – под таким лозунгом, по мнению общественников, должен проходить прием силовиков на работу. «Нужно, чтобы это были достойные люди, – считает Юрий Шевцов. – Но для этого нужно, чтобы была соответствующая социальная поддержка. Это и зарплата, и другие виды поддержки. Нельзя при этом не уделить внимание личности того, кто поступает на работу в органы внутренних дел. Это не должен быть наркоман, неуравновешенный человек или тот, кто будет аффилирован с той или иной организованной преступной группировкрй. Это достаточно серьезные моменты». Также господин Шевцов отметил, что полицейский должен быть воспитан и иметь представления о морали.
Но таких людей не очень-то просто найти в наше время. Как это сделать? Председатель общественного совета при облГУВД Марк Левянт озвучил предложения, которые внес общественный совет. По их мнению, полицейского нужно обязательно проверять на детекторе лжи перед тем, как принять на работу. Необходимо усилить меры по проверке устойчивости психики – ведь не секрет, что специфику работы в органах осилит не каждый. Да и примеров, когда милиционер совершал преступления и позже признавался судмедэкспертами невменяемым, достаточно.
Воспитание, этика общения – немаловажные составляющие, характеризующие личность полицейского, считает Марк Левянт. Для того чтобы держать их на нужном уровне, следует проводить соответствующие лекции для работников внутренних дел. Эти и другие меры позволят, по мнению общественного совета при главке, обеспечить контроль за отбором кадров.
Ложка дегтя
В целом общественность считает, что новый закон – закон «О полиции» – необходим. На круглом столе рекомендовали поддержать концепцию проекта федерального закона и направить все замечания и предложения в администрацию президента. Впрочем, были и те, кто считает, что принимать закон нецелесообразно. Так, Марк Левянт привел несколько аргументов против. В частности, само наименование ведомства «полиция» непривычно российскому гражданину старой закалки и будет изначально вызывать негатив. Во-вторых, после того как закон вступит в силу, из федеральной казны и регионального бюджета утекут миллиарды рублей на реорганизацию системы – переименование ведомств, смену табличек, переоформление документов и так далее. Кроме того, он подчеркнул, что перемены будут бессмысленны, если зарплата среднестатистического работника внутренних дел останется на прежнем низком уровне, ведь низкий заработок обуславливает соответствующее качество работы.