14 минут отведены сотрудникам «скорой помощи», чтобы добраться до больного в экстренном случае. Самарские пробки, узкие дороги и весьма невежливые водители прибавляют к этому времени еще минут 10, а то и 20 — достаточно, чтоб человек умер от потери крови после ДТП или нападения. По закону, водители обязаны пропустить автомобили экстренных служб. Но как происходит на практике?
«Блатных не ловите!»
Командиры взвода третьей роты полка ППС Валерий Яхонтов и Олег Поборцев на служебной машине притаились на проспекте Кирова. Неподалеку частная клиника, чуть дальше больница им. Семашко. Минут через 15 показывается и первая «скорая» со включенной сиреной. Машина заезжает во двор и сразу выезжает обратно — возможно, перепутали адрес. Ехавшая по Кирова «ГАЗель» затормозила перед автомобилем медиков только в последний момент — несмотря на то, что сирена выла на весь квартал. Но все-таки «скорую» «газелист» пропустил. Машина врачей заезжает в соседний двор. Через какое-то время выезжает снова. Несмотря на включенный маячок и воющую сирену, «скорую» нагло подрезает синяя «Субару». В погоню за иномаркой сразу бросаются сотрудники ГАИ.
«Да я не специально, ну не заметил «скорую», - оправдывается 25-летний водитель иномарки Айрат Валеев, когда его остановили. - Ну хорошо, в следующий раз пропущу». Инспекторы замечают, что на «Субару» жуткая тонировка на всех стеклах, даже на лобовом. «Вот меня, простого человека, за тонировку штрафуют, а блатных, сотрудников ОБЭП или следственного комитета с тонировкой не останавливаете!» - возмущается парень. Инспекторы успокаивают — мол, останавливают всех. И выписывают парню два протокола — за тонировку и за то, что не пропустил машину экстренной службы.
Меняем место дислокации. Теперь стоим на Московском шоссе. Автомобиль «скорой» выезжает с сиреной, и его не пропускает «ГАЗель» самарского мясокомбината. Останавливаем водителя. Ему 21 год, стаж вождения — 1 год. «Да я ехал во втором ряду, рядом стоял грузовик, закрыл «скорую», - оправдывается парень. Заявляет, что сирены не слышал. Сотрудники ГИБДД просматривают видеозапись с камеры на своей машине. На видео действительно видно, что машину самарского мясокомбината закрывал на перекрестке другой автомобиль. Парень отделывается предупреждением от ГИБДД.
Едем на автомобиле госавтоинспекции дальше по Московскому шоссе. На ней тоже включены «мигалки» и сирена. На нашу полосу выезжает огромный МАЗ. Водитель прижимает милицейский автомобиль к обочине, сам в этот момент болтает по телефону. «Тормозим» МАЗ. «Да как я мог остановить перед вами груженую машину, - возмущается водитель Дмитрий Болоцкий. - А то, что по телефону говорил — так это мне позвонили. Ну, я и ответил. Вдруг что-то важное». Болоцкий тоже получает два протокола — за то, что не пропустил автомобиль со включенной сиреной и за то, что пользовался сотовым во время движения.
Из ПДД РФ: 3. Применение специальных сигналов, пункт 3.2
При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства. При приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств). Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств)
За 10 минут по пробке
На Московском шоссе неподалеку от офиса «Мерседес-центра» еще одна машина подрезала «скорую». Знакомимся с водителем «скорой». Александр Чабурин, стаж вождения 25 лет, шесть из них — на автомобиле медицинской помощи. «Пропускают нас далеко не все, - рассказывает Александр. - Опытные водители уступают на дорогах. А молодежь обычно «хамит», редко пустят на свободную полосу. Бывает, нашу машину и к обочине начинают прижимать. Да и дороги в городе узкие, не везде быстро проедешь, особенно в час пик. А ведь мы не по личным делам едем, а спешим кому-то на помощь».
Чабурин соглашается немного подыграть журналистам и взять нас на автомобиле «скорой помощи» на выезд. Нам нужно меньше чем за 14 минут домчаться до улицы Маломосковской. Только трогаемся с места, чтоб выехать со двора на Московское шоссе — и на перекрестке нас подрезает «14-я». Водитель вазовского автомобиля не просто не пропускает, но еще и сигналит и машет руками, что-то крича из машины. Едем дальше. На реверсивном светофоре на третьей полосе красный крест — ехать нельзя. Но машине со включенной сиреной по закону разрешается. Далеко не все автомобили, едущие навстречу, перестраиваются. Кто-то сигналит, кто-то все-таки уступает дорогу, предварительно выругавшись. На кольце снова подрезает иномарка.
Доезжаем до улицы Маломосковской, припарковываемся. Нам уступает место красный «шевроле», пугливо шарахаясь в сторону. Выключаем сирену и смотрим на часы — смогли приехать за десять минут. «Успели, - выдыхает Чабурин. - Но такое бывает не всегда. Особенно во время обеда или вечером, когда на дорогах «пробки». Так что, обращаясь к водителям, хочу попросить: не мешайте проехать машине медицинской помощи — помните, что когда-нибудь вам тоже могут понадобиться услуги медиков».
Оксана Кузнецова, начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД УВД Самары:
- Ежедневно инспекторы регистрируют в городе 10-15 случаев, когда водители не предоставляют преимущество спецтранспорту. Бывает, что из-за этого происходят ДТП. Поэтому напоминаем, что за непредоставление преимущества спецтранспорту предусмотрено административное наказание: штраф от 200 до 500 рублей или лишение права управления автомобилем на срок от 4 до 6 месяцев.