Еще древние римляне видели в постройке мостов и дорог главное преимущество в развитии государства. Ведь кратчайший путь между двумя точками – это прямая, а мост – особое ее проявление, связующее торговые и промышленные узлы разных стран и отношения между людьми, их населяющими… Но самарцам не повезло - прямая перегружена и находится в аварийном состоянии. И, казалось бы, в XXI веке проще простого построить новую или лучше две. Но в Самаре строительство идет древнеримскими темпами: одну прямую строят уже 3 года, а другая - только в проекте…
Развитие большого города с многочисленными предприятиями невозможно без совершенствования транспортной инфраструктуры и строительства мостов или хотя бы ремонта имеющихся. Пробки в Самаре, как известно, являются именно следствием непродуманности путевых развязок. В Самаре эти проблемы решают поступательно, по нескольким направлениям.
Обратил на себя внимание властей Куйбышевский район. Именно там построен самый старый мост в Самаре – Старосамарский - в створе улицы Главной. Основная миссия моста – соединять город с такими поселениями, как Гранный, Волгарь, Сухая Самарка, Кряж. Но уже сейчас эксперты бьют тревогу - мост признан аварийным. Что неудивительно, ведь следующий год станет для него юбилейным - 55-м. Свой ресурс исчерпали и плиты проезжей части, и металл арок пролетного строения. Разрешение на его эксплуатацию имеется только до конца 2010 года. Получается, что у Самары есть перспектива оказаться в транспортном кризисе.
В сентябре текущего года сотрудниками ООО «Институт «Проектмостореконструкция» было проведено обследование технического состояния моста. Итоги оказались крайне неутешительными: мост нуждается либо в скором ремонте, либо в закрытии. Также в отчете определен ряд мер, направленных на поддержание безопасной эксплуатации моста. По словам заместителя руководителя департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара Игоря Рудакова, «при въезде на мост уже установлены знаки, ограничивающие как скорость движения транспорта до 40 км/час, так и минимальную дистанцию до 40 м, а также массу до 15 тонн». Но даже такое «бережное» отношение к мостовой переправе не является гарантом того, что в какой-то момент движение не перекроют. Выход - постройка Кировского и Фрунзенского мостов, которые помогут разгрузить поток машин и улучшить сообщение Самары с внешним миром. Но если часть Кировского уже можно увидеть своими глазами, Фрунзенский мост, судя по всему, еще не скоро увидит белый свет.
Еще один из «Кировских»
Строительство Кировского моста обусловлено многими факторами.
Во-первых, с его помощью станет возможным соединить Самару с п. Черноречье. Стремление расширить транспортное сообщение в этом направлении не случайно, ведь у Черноречья большие перспективы. Главная из которых - строительство малоэтажного жилья в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Строительство жилого района создаст более 10 тыс. рабочих мест на последующие пять лет.
Во-вторых, Кировский мост должен разгрузить трассу М-5, обеспечив беспрепятственный проезд транзитному транспорту.
В-третьих, снизить уровень интенсивности движения автомобилей в центральных частях города.
Проектирование объекта начато в 2006 г., строительство - в 2007-м. На правом берегу реки Самары строители возвели четыре из семи основных опор мостового перехода. На левом берегу сейчас проводятся работы по намыву насыпи из песка для будущих опорных сооружений.
При возведении моста будут использоваться передовые технологии, а именно: технология вантового пролетного строения, что обеспечит прочность и долговечность, а это в практике постройки мостов в Самаре немаловажно. Подобный метод также придаст эстетичный вид. Постройка сооружений по такой технологии - новинка не только для Самарской области, но и для России в целом - Кировский мост будет четвертым по счету. Строительство моста ведет компания ЗАО «Волгоспецстрой».
Как заявил начальник участка «Кировский» Павел Шамшурин, до конца 2010 года на правом берегу Самары будет закончено строительство проезжей части. Незавершенным останется только строительство пролета над рекой.
Большие проекты требуют больших вливаний. Стоимость «Кировского» проекта составляет 10,63 млрд рублей. В этом году на строительство моста из федерального бюджета было выделено 1 млн 370 тысяч рублей. Помимо федеральных средств предполагается выделить из областного бюджета 32 тыс. рублей как долю софинансирования по федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России». Как говорит Павел Шамшурин, строящийся мост будет уникальным объектом: «Здесь все металлоконструкции и опоры индивидуальные. Строительство винтового моста считается у нас высшим пилотажем». На данный момент Кировский мост имеет 50%-ную готовность.
Кто на очереди?
Строительство Фрунзенского моста, в отличие от Кировского, находится только в стадии проектирования. И несмотря на уже поступившие средства, заниматься возведением моста начнут только после строительства Кировского.
Варианты размещения мостового перехода «Фрунзенский» в Самарском районе Самары обсуждались еще в ноябре прошлого года на совещании в областном правительстве. Из представленных проектов наиболее приемлемым оказался вариант, исключающий прохождение дороги по территории мукомольного завода, завода клапанов и снос зданий и сооружений, попадающих в зону строительства. Такой план строительства предполагает, что на правом берегу мостовой переход соединится с улицами Фрунзе и Куйбышева. Согласно плану постройки на мосту будет трехполосное движение в каждом направлении.
Проект будущего моста должны были сдать до 1 июня 2010 года, чтобы Самарская область смогла попасть в федеральную программу по строительству мостов. Разработкой проекта занимались специалисты ЗАО «Институт «Стройпроект». Несмотря на то, что «Стройпроект» находится в Санкт-Петербурге, проект удалось сдать до заявленного срока. Как сообщают в министерстве транспорта, связи и автомобильных дорог, в процессе проектирования разрабатывалось и сравнивалось шесть вариантов.
Достоинствами выбранного варианта являются его архитектурная выразительность, низкая стоимость и возможность выполнения проезжей части из железобетонной плиты, обеспечивающей значительно более высокую долговечность асфальтобетонного покрытия. Основные несущие металлоконструкции пролетного строения будут выполнены в виде четырех главных балок коробчатого поперечного сечения.
Проезжая часть пролетного строения состоит из монолитной железобетонной плиты. Фасадная часть железобетонной плиты проезжей части пролетного строения закрыта декоративным стеклофибробетонным карнизом. Проезжая часть автодорожного пролетного строения предусматривает покрытие асфальтобетоном общей толщиной 110 мм.
Из 26 организаций, эксплуатирующих инженерные сети, технические условия получены от 24. Решен вопрос с электроснабжением, который долгое время оставался открытым. Департаментом городского хозяйства и экологии горадминистрации согласованы технические условия сбросов ливнестоков в существующие сети дождевой канализации. Сейчас проблемным остается вопрос реконструкции канализационного коллектора.
Для контроля за потраченными средствами, выделенными из федерального бюджета, 6 октября Самару посетил руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин. Вместе с министром транспорта, связи и автомобильных дорог региона Валерием Матвеевым он осмотрел строительство мостового перехода «Кировский» и побывал на месте будущего Фрунзенского моста. Анатолий Чабунин одобрил проект, заявив, что доволен проделанной работой, и обещал дальнейшее федеральное финансирование проекта. Примерный срок сдачи в эксплуатацию моста намечен на 2019 год.
Так что не так?
На Кировский и Фрунзенский мосты возлагаются большие надежды, но оправдаются ли они – вопрос. Ведь уже сейчас Кировский мост «съел» половину средств, выделенных из федерального бюджета, и с каждым днем аппетиты только растут. Для завершения строительно-монтажных работ необходимо финансирование в сумме 5811 млн руб. На Фрунзенский мост на стадии проектирования уже израсходовано 245,5 млн руб. Как говорится, «не оскудеет рука дающего»… Но готов ли федеральный бюджет и дальше выступать в роли щедро дающего, тогда как вероятность покрытия всех расходов за счет муниципального и регионального бюджетов вместе взятых ничтожно мала?! Новое направление этому могут дать выборы новой городской власти. Возможно, Самара вместо двух масштабных проектов громко отпразднует лишь строительство понтонной переправы или получит проекты с еще большими амбициями
К сведению
По плану проектировщиков, мостовый переход «Фрунзенский» через реку Самару выйдет на автомобильную дорогу «Центр – Поволжье - Урал». Кировский мост также планируют примкнуть к этой трассе. Но опять встает вопрос: когда? Земельные участки в этом районе давно хаотично застраиваются частниками. А прибрежные поселки всегда были головной болью властей из-за отсутствия комплексной транспортной системы.
По сути, объектом занималось министерство строительства Самарской области, и именно оно должно было решить вопрос с землеотводом. На данный момент проблемными остаются 19 участков, застроенных частниками, решать судьбу которых приходится министерству транспорта, что в итоге тормозит работу. Для нормального функционирования маршрута «Центр – Поволжье - Урал» нужно развивать примыкающие к береговой линии поселения, на что тоже нужны средства.
Но помимо общих проблем есть и частные. Так, на территории, планируемые для строительства Фрунзенского моста, претендует ООО «Глобал». По его замыслу, эти земли хорошо было бы использовать под строительство банно-оздоровительных комплексов. Какой документацией и чьим разрешением «Глобал» доказывает свою правоту - неизвестно. А на официальное письмо с просьбой прибыть для совместной работы с департаментом строительства и архитектуры Самары «Глобал» ответил молчанием.
Решится ли проблема с наложением земель и перейдет ли Самара через реку Самару - покажет время и финансирование.
Справка
Кировский мост
Исполнитель: ЗАО «Волгоспецстрой».
Протяженность моста -10 км.
6 полос движения шириной 22,5 метра.
4 транспортные развязки в разных уровнях.
Максимальная скорость транспорта - 120 км/ч.
Стоимость - 10,63 млрд рублей.
Фрунзенский мост (проект)
Проектировщик: ЗАО «Институт «Стройпроект».
Протяженность моста - 767,35 м.
Асфальтобетонное покрытие толщиной 110 мм.
Тротуары шириной 2,25 м.
Стоимость проекта - 245 590,703 тыс. рублей.