В среду областное правительство приняло решение увеличить объем средств на строительство метро в Самаре в 2011-2012 годах на 730 млн рублей. Таким образом, общая сумма финансирования из регионального бюджета на два года составит 1 млрд рублей. Средства федерального бюджета субъектам РФ на эти цели больше выделяться не будут. Как обещают чиновники, ввод в эксплуатацию станции метро «Алабинская» состоится в 2015 году.
На заседании регионального правительства министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Павел Донской представил проект постановления правительства Самарской области «О внесении изменений в постановление правительства Самарской области «Об утверждении областной целевой программы «Развитие метрополитена в городском округе Самара на 2010-2020 годы». Он предложил увеличить объем средств областного бюджета, которые будут направлены на проектирование и строительство самарского метро в 2011-2012 годах, на 730 млн рублей. «С учетом предусмотренного программой на 2011-2012 годы объема финансирования в размере 270 млн рублей, объем бюджетных ассигнований на указанный период составит 1 млрд рублей, - заявил министр. - Таким образом, в год будет выделяться по 500 млн рублей».
По словам Павла Донского, дополнительные средства позволят сократить на один год срок ввода в эксплуатацию станции метро «Алабинская». «Ввод в эксплуатацию новой станции и участка метро от станции «Российская» до станции «Алабинская» протяженностью 1,3 км будет обеспечен в 2015 году», - подчеркнул Донской.
Как отметил министр, строить метро региональным властям придется самостоятельно. «К сожалению, на федеральном уровне программа строительства метрополитенов не возобновлена, и нам следует рассчитывать только на свои силы, - заявил он. - Несомненно, нам нужно будет в последующем обратить внимание на этот объект и при возможности увеличить объемы финансирования с тем, чтобы сократить сроки строительства».
Напомним, что с 1 января 2010 года по действующему федеральному законодательству функции заказчика и застройщика метрополитена были переданы на уровень муниципалитетов. Кроме того, в правительстве РФ заявили, что в связи с передачей этих функций средства из федерального бюджета на строительство метро в регионах выделяться больше не будут
В связи с этим встал ряд проблем, касающихся дальнейшего строительства самарского метро. Во-первых, городские власти во главе с бывшим мэром Самары Виктором Тарховым всячески затягивали процесс передачи муниципалитету новых полномочий, вследствие чего затягивался и процесс проведения строительно-монтажных работ на строящейся станции метро «Алабинская». Во-вторых, из-за мирового финансового кризиса региональный бюджет не смог выделить достаточные средства на работы на объекте. В проекте бюджета на 2010 год было учтено только 50 млн рублей.
Весной этого года правительство региона вплотную занялось проблемой самарской подземки. В частности, было принято решение забрать полномочия по строительству метро в Самаре от муниципалов обратно на региональный уровень. Чтобы сохранить за собой функции заказчика-застройщика, было предложено воспользоваться законом «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». В частности, была использована статья 26, позволяющая региональному правительству реализовывать полномочия по развитию социальной инфраструктуры муниципального образования и осуществлять мероприятия по гражданской обороне. Таким образом, метро вновь стало региональным объектом строительства. Кроме того, был увеличен объем региональных средств на строительство метро - на 280 млн рублей, что позволило минимизировать риски порчи уже произведенных работ на объекте «Алабинская».
Также, региональные власти направили обращение министру транспорта РФ Игорю Левитину о необходимости выделения средств из федерального бюджета. Обращения были направлены и из других 14 субъектов РФ, оставшихся без финансирования строительства метрополитена. Однако положительного решения принято не было.
По словам экспертов, регионы попали в достаточно тяжелую ситуацию, выбираться из которой придется самостоятельно. «Я думаю, большинство субъектов РФ просто прекратят строительство метро, поскольку это очень дорого, - говорит исполнительный директор Самарской гильдии финансистов Дмитрий Яковенко. - И у нас станция «Алабинская» будет последней». «Если бы региональные власти не приняли решение о финансировании строительства метро из регионального бюджета, мы бы только потеряли, - считает генеральный директор ИК «Восток-Инвест» Владислав Зотов. - Потому что средств в него было вложено очень много, а консервация объекта означала бы неэффективное использование ранее выделенных бюджетных средств».
Павел Донской, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области:
- Мы вместе с министерством транспорта и ГИБДД проработали планы по организации движения. В ноябре мы открываем сквозное движение через существующую площадку на Ново-Садовой по одной полосе в каждую сторону. Одновременно закрывается площадка от улицы Осипенко до улицы Невская, где также остается сквозное движение в две полосы. Тем самым мы организуем сквозное движение по Ново-Садовой, чего не было в последние годы. Другого варианта нет. Нам либо продолжать строить, либо свернуть эту стройку и больше не заходить на дальнейшую площадку. А по весне уже будет выполнено по постоянной схеме дорожное движение на участке, который у нас сейчас закрыт.
Aвтор: Любовь Шрамко