В Самарском областном суде продолжается слушание дела по факту бунта в исправительной колонии №6. В понедельник, 8 ноября, в суде продолжились прения сторон. Обвинение настаивает на назначении высоких сроков лишения свободы зачинщикам и участникам бунта. Суммарное наказание 14 обвиняемым по нескольким статьям Уголовного кодекса может составить 260 лет лишения свободы. По мнению экспертов, такая суровость наказания вполне оправданна. Ведь участники и зачинщики бунта ранее уже были судимы за совершение особо тяжких преступлений.
Прения в Самарском областном суде по уголовному делу о бунте в ИК-6 начались еще 2 ноября. После того как мнения сторон будут выслушаны, суд объявит дату вынесения приговора. «Такое долгое рассмотрение дела связано прежде всего с большим количеством обвиняемых, пострадавших и свидетелей. Решение о дате приговора суд вынесет не ранее следующей недели», – рассказала 63.ru пресс-секретарь Самарского областного суда Надежда Мерзликина. Рассмотрение дела проходит в закрытом режиме, в состав входят сразу трое судей.
Исправительная колония №6 и до печально известного бунта попадала в поле зрение общественности и СМИ. В сентябре 2007 года в ней насмерть забили заключенного. Весной 2008 года несколько осужденных отказались от приема пищи. А 23 сентября 2008 года в исправительной колонии №6 произошли массовые беспорядки.
По версии следствия, осужденные за совершение тяжких и особо тяжких преступлений Акбаршо Кучакшоев, Анатолий Кулагин, Каим Дашаев были «идейными вдохновителями» бунта. Они заранее спланировали его ход. События начали развиваться с массовой драки, которая и переросла в мятеж. Осужденные учинили погромы, поджоги, применяли насилие в отношении других заключенных и представителей власти.
В результате беспорядков погибли двое заключенных, 34 человека получили травмы различной степени тяжести. Часть из них госпитализировали в больницы Самары. От пожаров на территории колонии пострадали административное здание, овощной склад и посты секции дисциплины. Бунтари полностью уничтожили штаб жилой зоны. Общая сумма причиненного ущерба составила более 350 тысяч рублей.
В 2009 году прокуратура Самарской области провела проверку по факту событий в ИК-6. Незадолго до этого заключенные колонии №6 обратились к уполномоченному по правам человека в Самарской области Ирине Скуповой. По их словам, следователи оказывали давление на других осужденных с требованием дать нужные им показания.
Кроме того, большинство обвиняемых содержалось в одном из следственных изоляторов области почти год. За это время к каждому из них следователь якобы приходил только один раз. После проверки, проведенной омбудсменом, в адрес руководителя СУ СКП РФ по Самарской области Виталия Горсткина и в адрес прокурора области Юрия Денисова были направлены обращения. «Проверка, проведенная по заявлениям заключенных, показала, что некоторые из обвиняемых на момент событий содержались в штрафном изоляторе и комнатах камерного типа, то есть в изолированных охраняемых помещениях. И инициировать драку и поджог они не могли физически», говорится в официальном заявлении омбудсмена. «В ходе проверки ИК-6 были привлечены к административной и дисциплинарной ответственности 17 должностных лиц, некоторые из них уволены. Условия содержания заключенных были улучшены», – рассказал начальник отдела по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях Николай Черняков.
В ходе проведения следственных мероприятий было установлено, что целью беспорядков было желание части заключенных добиться изменения режима и условий содержания в исправительном учреждении.
Гособвинитель потребовал признать всех фигурантов уголовного дела виновными и назначить 14 подсудимым реальные сроки заключения от 13 до 27 лет, в зависимости от степени участия в событиях сентября 2008 года. В том случае, если суд согласится с доводами обвинения, суммарный срок наказания может превысить 200 лет лишения свободы.
По мнению адвоката Александра Паулова, если следователи смогут доказать вину всех подозреваемых, то вполне возможно, что их осудят по всей строгости закона. «Убийство двух и более лиц считается преступлением высокой степени тяжести, поэтому виновные в этом, скорее всего, получат самые большие сроки лишения свободы. Суровый приговор в отношении всех обвиняемых может быть обусловлен еще и тем, что ИК-6 является колонией строгого режима. Все заключенные отбывают там наказание за ранее совершенные тяжкие преступления. Тот факт, что люди не встали на путь исправления, суд также может учесть», – рассказал 63.ru господин Паулов.
Расследование всех обстоятельств произошедшего в колонии в 2008 году длилось достаточно долго – дело передали в суд лишь в марте 2010 года. По словам Александра Паулова, такой долгий срок расследования уголовного дела объясняется его спецификой. «Все фигуранты дела являются либо служащими колонии, либо заключенными. Чтобы опросить всех подозреваемых, организовать экспертизы и следственные эксперименты, требовалось создавать необходимые для этого условия. Даже с чисто технической стороны это было сложно. Также для того, чтобы установить, кто именно из большого количества подозреваемых нанес смертельные ранения, поджег то или иное здание или совершил другое правонарушение, требуется немало времени», – говорит адвокат.
По его мнению, трудности возникали и при организации судебных заседаний. «Каждого обвиняемого необходимо было транспортировать в отдельном автозаке и размещать в отдельной камере, чтобы фигуранты дела не имели возможности общаться между собой», – пояснил наш собеседник.