Мы знаем, что каждую зиму улицы Самары традиционно посыпают песко-соляной смесью. Но этот способ сейчас уже устарел. Будущее за другими средствами, которые эффективно плавят лед и даже... удобряют почву.
К песко-соляной смеси у коммунальщиков да и у жителей города есть немало претензий. Грязь на дорогах, тротуарах и газонах, «забитые» ливневки... Как отмечают специалисты, техническая соль губительно действует не только на почву и растения, но и портит обувь у людей и шины у автомобилей. Главный ее плюс - дешевизна, хотя за этим относительным преимуществом стоят весомые затраты. Ведь этот противогололедный состав в больших объемах (например, в прошлом году на дороги высыпали 52 тысячи тонн) еще нужно приготовить. А «микс» получается так: высыпают речной песок и соль, бульдозер все перемешивает. Соль постепенно тает, и смесь готова к «употреблению»... Правда, ее еще надо перевезти и разбросать. А потом убрать излишки с улиц, что тоже стоит немало.
Взвесив все «за» и «против», чиновники решили перейти на прогрессивные технологии. Они изучили практику других городов и остановили выбор на таком средстве, как «Бионорд». Он заставляет таять снежный накат быстрее и эффективнее. Состав уничтожает лед между асфальтом и снегом сверху. Такие «размороженные» осадки легче убирать и дворникам, и технике. К тому же отсутствие песка резко уменьшит количество грязи. «Бионорд» также укрепляет дорожные покрытия, не так вреден для обуви. Производитель вообще позиционирует этот реагент как экологически безопасный: он удобряет почву.
Однако коммунальщики не хотят рубить с плеча. Сначала они проверят эффективность новых технологий на деле. В феврале 2009 года, получив необходимые согласования, они уже применяли «Бионорд» на пешеходной зоне на
. А этой зимой увеличат масштаб эксперимента. Чтобы сравнить работу прежнего и нового составов, их будут использовать отдельно. А может быть, даже смешают. Важно, что «Бионорда» на квадратный метр нужно в пять раз меньше, чем песко- соляной смеси: 20-40 граммов вместо 200.
Им будут посыпать улицы Самарского и Ленинского районов, возможно, центральные магистрали города (ул. Авроры, Стара- Загора, пр. Кирова и другие) и дороги, ведущие к городским поселкам ( Падовку, Козелки, в Куйбышевский район, Красноглинское и Волжское шоссе). Обязательно его начнут применять для плавки льда на сложных участках в случае снежных заносов.
В планах этого года закупка 450 тонн «Бионорда», что обойдется бюджету города примерно в 8 млн рублей. Но параллельно будет заготовлено и 54 тысячи тонн песко- соляной смеси, 3,5 тысячи тонн чистого песка и 500 тонн соли. А зима, которая пройдет в режиме эксперимента, покажет, в какие реагенты выгоднее вкладывать средства.
Справка
В России бороться с гололедом начали с 1920 года с помощью песка, золы, гранитной или мраморной крошки, поваренной соли. К началу 1970-х стали преимущественно использовать техническую соль. В 1996 году в крупных городах сделали выбор в пользу песко-соляной смеси. Но с 2001-го года власти и частные организации от этого состава стали постепенно отказываться в пользу экологически безопасных средств.
Автор: Лариса Дядякина