Вслед за Москвой и Санкт-Петербургом в Самаре набирает обороты волонтерское движение. Занимаются ЭТИМ по-разному. Одним ЭТО необходимо как средство от одиночества, другим — для самоутверждения. Третьи ищут новых знакомств и впечатлений или просто хотят почувствовать себя полноценным человеком. А для многих ЭТО вообще смысл жизни.
Это нравится всем, кто попробовал хотя бы раз: бизнесменам и рабочим, фотомоделям и студентам, политикам и домохозяйкам. Хотя есть и такие, кому испытать удовольствие от этого, увы, не дано. ЭТО - добровольчество, волонтерство, называйте как хотите. Добровольная безвозмездная помощь людям, перед которыми у вас нет никаких личных обязательств. Или более широко – благотворительность, творение благих дел.
О том, что по отношению к старикам можно судить о благополучии государства, 1 октября 2010 года, во Всемирный день пожилого человека, напомнил в своем видео-обращении президент Дмитрий Медведев. Аналогичные обращения звучали и недавно, 3 декабря — в Международный день инвалидов. Будут они и 1 июня — в День защиты детей. Календарь праздников — непаханое поле для воззваний к бизнесу о социальной ответственности, а к обществу — о неравнодушии. Но если правда, что развитие благотворительности и волонтерства – лучший показатель здоровья общества, то наше общество тяжело больно.
Между тем эксперты и лидеры крупнейших российских волонтерских организаций дружно отмечают заметный рост интереса к волонтерству и благотворительности в целом. На семинарах «Школа волонтера», организованных РИА «Новости» и Клубом региональной журналистики «Из первых уст» в ноябре в Подмосковье, добровольцы со всей страны от Байкала до Калининграда обменялись мнениями о будущем движения, познакомились друг с другом и поделились своими наработками. Оптимисты говорили о том, что кризис помог нашему обществу, наконец, «созреть» для благотворительности. Пессимисты — о «социальном (или политическом?) заказе» на волонтерское движение в преддверии Олимпиады в Сочи. Отсюда и выдаваемые студентам непонятно зачем волонтерские книжки, и политически окрашенные волонтерские проекты, грозящие скомпрометировать хорошее дело в его младенчестве. В любом случае, добровольческое движение есть, оно растет и развивается, правда, как всегда, от центра к периферии.
Конечно, внутри государства есть более и менее благополучные регионы.
Насколько здорова в этом плане Самарская область?
Если сравнить ее не со столицами, где количество благотворительных фондов и волонтерских организаций различной численности исчисляется уже не десятками, а сотнями, а с другими регионами. Благотворительные программы ряда самарских предприятий и банков имеют многолетнюю историю. Но увы, Самара, претендующая на звание столицы Поволжья, сильно отстает от большинства соседей, скажем, от Татарстана или Чувашии. Что такое 11,6 миллиона рублей, которые мэрия Самары решила выделить в 2011 году на «уникальную, не имеющую аналогов в Самарской области» городскую целевую Программу по созданию безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных граждан? Пандусами оборудованы сейчас разве что гипермаркеты, а туалеты для инвалидов есть только в филиалах западных компаний, которые вместе с инвестициями принесли в Россию и свою корпоративную культуру, вроде IKEA или Metro Cash&Carry. Даже конкурс грантов среди некоммерческих организаций на финансирование социально значимых проектов правительство Самарской области свернуло пару лет назад под предлогом мирового кризиса.
Все это при том, что уровень жизни в Самаре выше среднего по ПФО, а традиции благотворительности и меценатства в дореволюционной купеческой Самаре — излюбленная тема краеведов и историков. В чем же дело? Судя по количеству дорогих иномарок, по коттеджным поселкам и бутикам в центре, «растет благосостояние наших граждан». Когда оно дорастет до осознания того, что помогать можно и нужно не только родственникам, друзьям или школе, в которой когда-то честно получал тройки?
Одна из самых частых причин того, что «души прекрасные порывы» тонут в море рутины и равнодушия — отсутствие информации о том, чему можно их посвятить. На решение, в том числе, и этой проблемы нацелен проект «Социо-хаус», организованный добровольческой группой магистрантов социологического факультета СамГУ совместно с Региональным благотворительным фондом «Самарская губерния». Один из участников презентации заметил, что бизнес-подход Катерины, матери-одиночки и директора химкомбината из кинофильма «Москва слезам не верит», отлично подходит для личного старта в волонтерстве и благотворительности: «Меня не интересует, почему “нет”. Мне важно, что вы сделали для того, чтобы было “да”».
Поэтому довольно критики. Ниже приводятся координаты организаций, занимающихся волонтерством и благотворительностью в Самаре. Просто выберите себе вид помощи по душе и сделайте первый шаг. Вдруг и вам понравится?
Где помочь?
Общественный фонд «Домик детства». Волонтерская и иная помощь малышам, детям и подросткам. Список детских учреждений, которым требуется помощь.
Объединение волонтеров «не НАШИ дети». Помощь детям-сиротам и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Автономная некоммерческая организация «Самарский хоспис». Помощь людям с онкозаболеваниями. Тел. (846) 340-93-33, 340-93-36.
Организация инвалидов-колясочников «Ассоциация Десница». Тел. (846) 956-27-69
Региональный благотворительный фонд «Самарская губерния». Поддержка благотворительных инициатив. Тел. (846) 332-18-91
Центр поддержки демократических молодёжных инициатив. Волонтёрские акции. Тел. (846) 333-25-08
Городская общественная организация «Парус надежды». Интеграция детей-инвалидов и инвалидов с детства в общество. Тел. (846) 959-73-59. E-mail: parus-samara@yandex.ru
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ:
Федеральным и местным экспертам мы задавали один и тот же вопрос и были удивлены, насколько их видение не совпадает со «среднестатистическим». Ответьте и Вы на этот вопрос и сверьтесь с мнением тех, кто профессионально занимается благотворительностью.
«Какова, на Ваш взгляд, ситуация с волонтерством и благотворительностью сейчас? Что нужно сделать в первую очередь, чтобы улучшить ее?»
Константин Седов, создатель организации реабилитации детей с тяжелыми заболеваниями «Доктор-клоун»:
- Ругать то, что есть, - просто безбожно. Конечно, мы на начальном этапе по сравнению с Западом, но мы на правильном пути. Сейчас нам нужно этому учиться, набираться опыта. Важны правила, важна мотивация, важно сформулировать требования системы, которые бы говорили о стабильности волонтера, о его психологической устойчивости. Нужно ведь и волонтеров беречь, очень важно, чтобы они своими действиями и окружающим, и себе вреда не наносили. Одним словом, нам нужно учиться, и мы учимся.
Татьяна Тульчинская, директор благотворительного фонда помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас»:
- У нас повышательная тенденция в благотворительности. Согласитесь, желание помогать окружающим замкнуто на экономику, социальную политику, формирование среднего класса, который у нас худо-бедно, но все-таки формируется. Конечно, это может происходить быстро. И в России в целом, конечно, сложнее, чем в Москве, но так было всегда. Дорога начинается с первого шага, и он уже сделан. Это касается всех слоев общества, в том числе и олигархов. Потанин вот объявил, что отдаст в ближайшие 10 лет 90% своих денег на благотворительность, и он такой не один.
Илья Екушевский, автогонщик, руководитель организации «Клуб волонтеров»:
- Волонтерство очень оздоравливает общество. И мне кажется, все идет хорошо, своими темпами. Опережать события не стоит, тем более, что не всегда все подготовлено. Посмотрите, сколько людей сейчас вовлекаются! Мы движемся в абсолютно правильном направлении. Я рад, что волонтерские движения, которые сегодня появляются, становятся примером для других. Они, как по цепочке, передают пальму первенства и помогают развиваться другим. По всей стране появляются все новые волонтерские организации. Сейчас этап наращивания массы, увеличения количества волонтеров. Следующим этапом будет работа над качеством. Поэтому, думаю, все будет хорошо.
Дмитрий Шаповалов, психолог, тренер, преподаватель НИИ социальной психологии и психологии развития личности:
- Мне кажется, динамика положительная. Все больше людей в это втягиваются. Налицо рост социальной активности благодаря интернету и развитию информационных технологий. На мой взгляд, сейчас важно создать некую образовательную программу для волонтеров и тиражировать ее. Потому что немало людей, готовых помогать, не знают, где и как себя приложить. И порой их помощь приобретает довольно странные формы: они готовы съездить в детский дом, а что там делать, не знают. Ну и поддержка государства не помешала бы.
Елена Альшанская, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»:
- На Западе волонтерскому движению более сотни лет, а мы, конечно, еще юные и молодые. Поэтому кризис роста, поэтому в зачаточном состоянии законодательство в этой сфере, этические правила и многое другое. Мы не знаем друг друга, нет ощущения, что это единое сообщество. Но думаю, что это вопрос времени. Добровольчество должно стать нормой жизни, движением, в котором участвует каждый. Нужно формировать общественное мнение, ведь до последнего времени даже СМИ отказывались упоминать в репортажах названия волонтерских организаций и фирм-благотворителей, потому что не разрешает закон о рекламе. Бред, конечно, полный. Сейчас приняты какие-то изменения, посмотрим, что из этого получится. У журналистов нет ощущения, что благотворительная акция — это информповод. На законодательном уровне хотелось бы четкого понимания, как мы взаимодействуем с нашим государством. Главное - не урегулировать их, а создать возможность для благотворительности. У нас, например, чудовищная налоговая система в сфере благотворительности.
Наталья Маркова, координатор движения помощи бездомным «Друзья на улице»:
- Идея набирает обороты, именно как желание бескорыстно сделать добро другому человеку. В первую очередь я говорю о своем московском опыте. Но наша проблема в том, что старики и бездомные – непопулярные категории. Пиар-менеджеры крупной корпорации хотят положить на стол шефу для отчета о социальной ответственности его бизнеса фотографию счастливого ребенка, которому сделали дорогостоящую операцию, но никак не бездомного. Он не выглядит глянцево. Что делать? Менять менталитет. Мы, например, каждый год идем в вузы и в каждой аудитории просим пять минут от лекции. Рассказываем, что бездомный – это не монстр, это, как ни банально, такой же человек, как мы с вами. В мозг студента еще что-то проникает, а убедить менеджера банка гораздо труднее. Если студент откликнулся и пришел к нам на раздачу продуктов бездомным один раз, просто на экскурсию – в его голове что-то изменилось. Когда сегодняшние студенты через 10 лет займут какие-то должности, я уверена, для них этот опыт не пройдет даром. В будущее надо инвестировать. Через 15-20 лет нынешние студенты будут решать мою старость, работая, принимая законы. И конечно, нужно поднимать общественное мнение. У СМИ сейчас очень важная роль. Например, долгое время сюжеты о нас у журналистов получались тяп-ляп: «Людям холодно, они голодны, помогите!» Сейчас мы взяли за правило: хотите сделать сюжет о нас – сначала примите участие хотя бы в одной акции. Просто как доброволец. После этого материалы у журналистов получаются совсем другими.
Анна Готлиб, доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой методологии социологических и маркетинговых исследований СамГУ:
- Мне кажется, лед тронулся. Об этом стали говорить, у нас на факультете есть даже курсы по волонтерству. Хотелось бы, чтобы это шло более быстрыми темпами, но это не так легко, потому что выросло целое поколение, которое отлучено от всяческого участия. Мы в начале пути. Ситуация в Самаре намного хуже, чем в Москве, здесь нет такого масштаба. О благотворительных и волонтерских организациях не слышно. Значит, нужно создавать информационное пространство, дать людям простой ответ на вопрос, как подключиться к волонтерскому движению? Продумать и отладить эту технику — вот ближайшая цель.
Автор: Владимир Ярославцев