К чемпионату мира по футболу в Самару поедут сверхбыстрые поезда. Это следует из заявления Премьер-министра РФ Владимира Путина. Мы выяснили, какими средствами и методами будет выполняться этот проект.
Скоростное железнодорожное сообщение становится почти символом российской модернизации. Ну кто не слышал о «Сапсанах», о скоростных электричках «Ласточка», о поезде «Аллегро», курсирующем из Хельсинки в Санкт-Петербург? К слову, именно во время этой поездки председатель Правительства РФ заявил, что свяжет города страны сверхбыстрыми поездами к чемпионату мира по футболу, который пройдет в России уже в 2018 году. В число возможных конечных станций для скоростных поездов из столицы вошли Самара, Казань и Ульяновск.
Пока ясно только одно: скоростное пассажирское сообщение в Самаре будет. А вот о деталях говорить рано. «На данный момент было озвучено только решение премьер-министра, - сообщил представитель Куйбышевской железной дороги. - Зачем заранее говорить о поездах, которые будут запущены? Сейчас у всех на слуху два названия: «Сапсан» и «Аллегро», но кто сказал, что к чемпионату не изобретут или не закупят новые поезда?»
От того, какой поезд пустят в Самару, зависят работы по модернизации действующей дороги или по созданию новой скоростной магистрали. Вопрос выбора из этих двух вариантов еще не решен, а он тем временем один из ключевых. Дело в том, что максимальную скорость такие поезда могут развивать только на специализированных ветках. «Такие пути не должны иметь уклонов и по горизонтали, и по вертикали больше определенного градуса, - разъяснил сопредседатель общественной организации «Город и Транспорт» Антон Буслов. - А в названные сроки проложить новые рельсы невозможно, для этого придется как минимум строить новый железнодорожный мост через Волгу». На существующих рельсах, даже с учетом их модернизации, скоростной поезд (по мнению экспертов, это все- таки будет именно «Сапсан») не сможет развить скорость более 160 километров в час. И если сегодня скорый поезд Самара - Москва проводит в пути порядка 14 часов, то после запуска «Сапсана» удастся сократить это время максимум на три часа. Да и для этого нужно будет очень постараться. Выигрыш небольшой и несущественный, который все равно не заменит недорогое авиационное сообщение (а этот сегмент сейчас активно развивается), которое позволяет добраться в федеральный центр за полтора часа. И стоить это будет дешевле.
Справка
К слову, о ценах. Пока на КбшЖД отказываются даже прогнозировать стоимость проезда на «новом скором», но для сравнения, средняя стоимость проезда из Москвы в Петербург обычным поездом составляет от 800 до 1000 рублей. На «Сапсане» эта цифра – порядка 2,5-3 тысячи рублей
Не так давно глава РЖД Владимир Якунин заявил об «атомной рентабельности» этого поезда. Но очевидно, во многом прибыль достигается за счет других поездов: с запуском проекта часть регулярного сообщения Москва - Санкт- Петербург попросту упразднили. По неофициальной информации, это связывают с тем, что «Сапсан» надо было как-то заполнять. «Я не исключаю аналогичной ситуации и на самарском направлении, без этих мер наполнение проекта будет не более 30%, - рассуждает Антон Буслов. - Как минимум, обычные поезда на пути следования скоростного придется уводить с рельс в депо, что однозначно увеличит их время в пути». А вот расписание электричек в этой связи, скорее всего, отменять не будут. Потому что, по мнению экспертов, они и так ходят нечасто, и промежуток для «скорого» между ними найти несложно.
Ввод скоростных поездов из Москвы в города ЧМ-2018, по мнению Владимира Путина, будет мощным импульсом для развития скоростного движения на европейской части Российской Федерации. Значит, федеральные деньги на запуск проекта вероятно найдутся.