Наступивший год, по словам руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области Андрея Абриталина, в связи с грядущей массовой установкой приборов учета в жилых домах и изменением тарифов по оплате жилья обещает быть жарким.
- Андрей Александрович, насколько плодотворным оказался ушедший год для вашего ведомства?
- В прошлом году специалисты инспекции рассмотрели примерно 10 тысяч обращений граждан. Выдано более 50 тысяч исполнительных документов. За 2010 год жилищные инспекторы обследовали около 108 млн кв.м жилфонда области. Некоторые объекты дважды попадали в зону нашего контроля (всего в губернии около 70 млн кв. м жилья). Обследования происходили, в основном, в период подготовки к отопительному сезону, когда мы проводили рейды по проверке паспортов готовности жилых домов.
Не обошлось в прошлом году и без чрезвычайных происшествий. В одном из жилых домов Жигулевска в декабре разморозились системы отопления, так как управляющая компания вовремя не произвела слив теплоносителя. В том же месяце наши специалисты дежурили в Кошкинском районе, где из-за обледенения деревьев и обрушения ЛЭП были обесточены десятки населенных пунктов.
- Как организована обратная связь с жителями области?
- В нашем регионе работают четыре управления контроля за сохранностью жилфонда: Западное управление, расположенное в Тольятти, Северо-Восточное управление - в Исаклах, Южное – в Чапаевске, Центральное – в Самаре. Граждане могут обращаться в них со своими жалобами. За прошедший год по телефону горячей линии 8 (846) 332-41-66 к нам поступило больше 50 обращений. Увы, мало кто знает про ее существование.
Кроме горячей линии, на сайте госжилинспекции области www.gosji-samara.samregion.ru работает интернет-приемная, где также можно оставить свои вопросы и замечания. Как правило, люди жалуются на плохое состояние дома и инженерных систем, нестабильность оказания коммунальных услуг и недобросовестность работы УК. Нередко собственники недовольны качеством содержания подъездов и внутридомового имущества. Иногда доходит до абсурда - просят предоставить жилье или умоляют спасти кошку, застрявшую в трубе.
Люди не привыкли еще пользоваться интернет-приемными. Большинство предпочитают приходить на личные приемы граждан. Чтобы обеспечить доступность для жителей разных муниципальных образований, я провожу выездные приемы. Часто нашу службу считают едва ли не последней инстанцией в разрешении жилищных споров и тупиковых ситуаций. Управляющие компании, как правило, исполняют наши требования. Да мы и не ставим нереальных задач – лишь требуем сделать то, за что им платят деньги граждане, и немалые.
- По новому постановлению Правительства РФ вашему ведомству было поручено отслеживать полноту раскрытия информации УК...
- Да, на нашем сайте управляющие компании размещают информацию по своей финансовой и хозяйственной деятельности, которая будет доступна всем желающим. Пока это сделали всего пять организаций, а их в области более 130.
- Какие нарушения в содержании жилфонда наиболее распространены?
- В результате рейдов в 2010 году выявлено более 28 тысяч нарушений. Чаще всего (в 96 % случаях) управляющие компании пренебрегают правилами технической эксплуатации и ремонта жилфонда: протекают крыши, приходят в ветхое состояние инженерные системы и фасады домов. Бывает, что из-за ливней в квартирах с первого до пятого этажа люди сидят с зонтиками.
В таких случаях мы срочно создаем комиссию. Инспектор вместе с представителями УК и прокуратуры выезжает на место, составляет акт, выдает обслуживающей организации предписание на устранение повреждений в конкретный срок. Если по его истечению ситуация не меняется, возбуждается дело об административном правонарушении, а его материалы передаются в суд для определения санкций.
- При проведении инспекционных проверок на что вы обращаете особое внимание?
- На соблюдение правил эксплуатации газового оборудования, систем вентиляции и дымоходов. Дело в том, что эти нарушения наиболее опасны для жизни граждан. Увы, они достаточно распространены, только в 2010 году их было выявлено семь тысяч. Причин аварий на системах газопотребления множество. Среди них - физический износ оборудования, самовольная установка, ремонт и перенос газовых приборов. Сказывается и человеческий фактор - жильцы часто нарушают правила безопасности. Все это может привести к смертельно опасной утечке газа. К сожалению, именно по этой причине каждую неделю погибают люди, и даже целые семьи. Вот на эти моменты надо обращать повышенное внимание, особенно ответственно относиться к вопросу заключения договоров на техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение газового оборудования. В настоящее время договоры заключаются по всей области, и что радует, охват составляет почти 99%.
Чтобы подключить газовую плиту или колонку, собственнику квартиры нужно вызвать специалиста, у которого должны быть все необходимые документы. Иначе неисправные краны, ненадежные резьбовые соединения и плохо работающая вентиляция могут привести к взрыву.
- Как вы оцениваете работу управляющих компаний области?
- В целом их деятельность по управлению многоквартирными домами можно признать удовлетворительной. В то же время инспекторы фиксируют многочисленные нарушения в их работе: неисполнение обязательств по договору управления домом, игнорирование обращений жильцов и сокрытие от них информации по расходу средств. Больше всего возмущает халатное отношение некоторых нерадивых компаний к состоянию дома и внутридомового оборудования. Главная задача нашего ведомства — контроль за эксплуатацией жилфонда. Инспектор должен дойти до каждого дома, заставить УК вовремя устранить выявленные недостатки. Например, мы следим, чтобы обслуживающие организации регулярно очищали крыши от наледи и сосулек. Проверяем своевременность очистки тротуаров, посыпки их солевой смесью.
Также мы контролируем соответствие предоставляемых услуг ЖКХ нормативным показателям. Надо сказать, что многие не знают простых вещей. Например, что комнатная температура должна быть не ниже 18 градусов, а в угловых комнатах доходить до 20. Что горячая вода в точке разбора должна быть не меньше 60 градусов, но и не больше, чтобы не ошпариться. Нарушения температурного режима происходят сплошь и рядом.
- Ожидается ли увеличение количества обращений в связи с повышением тарифов на коммунальные услуги?
- Несомненно. Новые тарифы, как всегда, сулят нам шквал обращений. Мы будем вести мониторинг изменения размера квартплаты за жилищно-коммунальные услуги в жилых домах, которая складывается из платы за жилищные услуги (ремонт, вывоз мусора и так далее) и коммунальные услуги. Последняя цифра должна вырасти не более чем на 15%.
А вот вопрос о повышении тарифов на жилищные услуги должны решать сами собственники с управляющей компанией, область рекомендовала всем УК и собственникам в этой части не превышать планку в 10%. Тогда рост квартплаты составит в среднем 13-15%.
- Будут ли в этом году продолжены рейды по соблюдению закона об энергосбережении?
- Конечно, энергосбережение в сфере ЖКХ сейчас приобретает особую актуальность. Планируется проверять плотность закрытия входных дверей в подъезды, окон и чердаков, проветриваемость подвалов. Кроме этого, мы исследуем, в каких жилых домах требуется установка общедомовых приборов учета. Пока они имеются лишь в 60% домов Самары. Такая же ситуация в Тольятти, а вот в Новокуйбышевске счетчики есть почти везде. В этом году мы будем контролировать установку приборов учета в жилых домах губернии. Надеюсь, сами собственники помогут нам вовремя выявить и устранить нарушения в этой сфере.
Aвтор: Татьяна Пашинская