20 января состоялась пресс-конференция представителей Роспотребнадзора и местных производителей продуктов питания. Участники отвечали на вопросы потребителей, обсудили пользу и вред пищевых добавок и сообщили, что весной ожидается резкий скачок цен.
Большинство собравшихся интересовали вопросы о качестве продуктов питания. Куда обращаться, если попался некачественный товар? Есть ли у покупателя право обменять испорченные продукты или вернуть уплаченные за них деньги, и в течение какого срока это можно сделать? На эти вопросы ответила заместитель начальника отдела надзора за питанием населения управления Роспотребнадзора по Самарской области Татьяна Курлина. «Если в магазине вам попался некачественный товар, необходимо написать заявление на имя руководителя этого магазина или торговой сети, к которой он принадлежит. По закону клиент имеет право либо обменять этот товар, либо получить компенсацию. Но если администрация на ваше заявление никак не среагирует, тогда нужно обратиться в Роспотребнадзор. Мы предпринимаем соответствующие меры. Это могут быть как и постановления о штрафе, сумма которого назначается судом, так и предписания об устранении выявленных нарушений».
Участники пресс-конференции отметили, что безопаснее покупать продукты в крупных торговых сетях, а не в уличных киосках — в первых, как правило, лучше организована система их хранения. Например, менеджер департамента товаров народного потребления по Центральной России ЗАО «СЖС Восток-Лимитед» Светлана Ахапкина рассказала, как большие сети пытаются обезопасить себя от поступления некачественного товара. «Сети заказывают проведение аудиторской проверки у поставщиков перед сотрудничеством с ними. У маленьких магазинов нет такой возможности, поэтому они зачастую и сами не уверены в качестве своего товара», - объяснила она.
Всех изрядно повеселил вопрос любителя рыбных пресервов – действительно ли в них добавляют некую кислоту, после которой у рыбы исчезают кости? «Нет», — хором заверили его специалисты. Мягкость костей достигается за счет стерилизации, которая проводится под большим давлением и с высокой температурой. Вообще, как заметила Мария Жаркова, пресс-секретарь молочной компании «ЮниМилк-Волга», страх российских людей перед различными добавками зачастую не обоснован. «В частности, - продолжает она, - нередко люди удивляются, почему срок хранения молока или кисломолочных продуктов составляет сейчас три-четыре месяца, когда раньше настоящее, хорошее молоко «бродило» за пять дней. Наверняка дело в каких-нибудь консервантах, добавках! Смею разубедить всех сомневающихся – в молоко никаких консервантов не добавляют, а большой срок годности получается за счет чистоты продукта и использования автоматических вакуумных технологий стерилизации».
Потом от обсуждения качества товаров перешли к их стоимости. И выяснилось, что уже весной стоит ожидать резкого скачка цен на продукты питания. Заместитель коммерческого директора ЗАО «Самарские мельницы» Борис Волов заявил, что в связи с тяжелыми погодными условиями прошлым летом крестьяне не смогли вовремя начать посадку зерна, да и много посевов погибло. Мария Жаркова добавила, что если летом тонна фуража стоила порядка 3 тысяч рублей, а сейчас выросла до 12 тысяч рублей и продолжает расти. И у содержателей скота встает вопрос – закупать корм по такой стоимости, или вырезать часть поголовья? Естественно, нехватка кормов повлияет на формирование стоимости молока, масла и других продуктов питания — зерно.