Четыре года дала городская Дума программе «Развитие лифтового хозяйства городского округа Самара». С 2008-го по 2012 год планируется, подобно лифту, поднять Самару на новый уровень жилищных условий. 2011-й - финишная прямая и повод подвести предварительные итоги.
Программа по ремонту, модернизации и замене устаревших лифтов была принята в сентябре 2007 года, а основные работы начали проводиться в 2008-м, согласно запланированным срокам. Исполнителем и разработчиком выступил департамент городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара. Вопрос о неисправных, а порой и опасных лифтах поднимался неоднократно. Ранее для решения проблемы по своевременному ремонту лифтовых шахт было предложено отдать данный вид муниципальной собственности частным владельцам. Но Виктор Тархов выступил против такого вида приватизации, уверяя, что администрация сама решит эту проблему. Тогда и было принято постановление о подготовке проекта «Развитие лифтового хозяйства городского округа Самара» для обеспечения комфортных условий самарцам, проживающим в многоэтажных домах.
Рекордным по показателям стал 2008 год. За этот период было заменено 99 лифтов и модернизировано четыре на общую сумму 97,5 млн рублей. Главные задачи программы - создание необходимых условий по обеспечению безопасной эксплуатации подъемников и сокращение числа неисправных, простаивающих лифтов. Объем работ довольно внушительный, ведь по плану придется заменить 362 лифтовые установки и 79 модернизировать - в связи с окончанием срока эксплуатации и несоответствием требованиям безопасной эксплуатации. Как отмечает Андрей Кудряшов, директор ЛК «СКанСориум Самара», «процесс смены старого лифта на новый - емкий и сложный, плюс ко всему довольно затратный. Замена одного лифта будет стоить около 1 млн рублей. Но даже это не дает гарантии от поломок. Все зависит от завода-изготовителя. К сожалению, у нас не распространена практика, когда производитель либо установщик лифта затем продолжает его техническое обслуживание. Вдобавок можно сказать, что большинство лифтов в домах отслужили свой срок - они функционируют уже больше 20 лет и модернизировать их нельзя из-за отсутствия запчастей».
Проблема возникла с лифтовыми установками, имеющими распашные двери, таких в Самаре 86. В этом случае не только истекший срок службы явился причиной замены, но и отсутствие комплектующих. Никопольский завод, производящий лифты такого типа, закрылся, оставив своих подопечных без права на эксплуатацию, чем значительно облегчил городской бюджет.
За 2010 год установлено 43 новых лифта, модернизировано 5, а также введен в строй один комплекс дистанционного контроля. В целом стоимость замены одного лифта в 2010 году составила 1,1 млн рублей, модернизации – до 600 тыс. рублей, капитальный ремонт обошелся в сумму от 50 до 350 тыс. рублей. «Сейчас ужесточились требования к установке лифта и его критериям. Это связано с уменьшением шума, скоростью вызова лифта и плавностью подъема. Вдобавок имеют значение высотность здания и будущее назначение лифта - пассажирский или грузовой. Все это нужно учитывать согласно принятым нормам и согласуется на этапе проектирования здания»,-добавил Андрей Кудряшов.
С ремонтом повезло только тем лифтам, срок службы которых начался в 1972 году. По мнению специалистов, эти подъемные конструкции нуждаются в особом внимании по причине ветхости. А чтобы лифт встал на модернизацию, срок его эксплуатации должен превышать 15 лет. Стоит отметить, что модернизация в этом случае - это замена основных узлов, не полная, а лишь частичная. При капитальном ремонте обновляются отдельные элементы, а не целые конструкции.
Сейчас для удобного контроля за работой лифта внедряются датчики, позволяющие своевременно получить сигнал о неисправностях. Также за время существования программы было внедрено 160 пунктов контроля, которые обеспечивают связью около половины лифтов. Но самое главное - эта система практически исключает кражу цветных металлов, что в некоторых случаях и является причиной неполадок.
Справка
На реализацию программы было выделено 495 368,23 тыс. руб. из бюджета городского округа, в том числе:
* в 2008 году - 99 930,00 тыс. руб.
* в 2009 году - 52 099,10 тыс. руб.
* в 2010 году - 54 000,00 тыс. руб.
* в 2011 году - 126 199,37 тыс. руб.
* в 2012 году - 163 139,76 тыс. руб.
КОММЕНТАРИИ:
Наталья Паремская, электроинженер:
- Лифты в Самаре - всегда головная боль. Практически все уже пережили свой срок службы и требуют капитального ремонта, а то и полной замены. Поломки случаются разного плана, чаще всего это поломка мотора, который не выдерживает нагрузки. Бывает, что лифт проверили, отремонтировали, а на пульт контроля снова приходит вызов. Основная причина – поведение жильцов. Все шкафы, диваны они умудряются уместить в этой кабинке, и, естественно, происходит перегруз. Объявления не помогают, с каждым не поговоришь, у каждого лифта не покараулишь. Работников не хватает, маленькая зарплата, а обязанностей много.
Ольга Давыденко, пенсионер:
- Дом у нас старый, и лифт, соответственно, тоже. Раньше ломался каждую неделю, а я живу на последнем этаже, поэтому даже гулять выходила редко. Теперь лучше работает. Только в нем очень грязно. Но у нас натура такая, замечаем, только когда что-то сломаем, а когда работает - не ухаживаем.