Ожидаются ли в нашем городе перемены в сфере городского планирования? По какому сценарию будут развиваться застроенные территории областной столицы? В каких условиях предстоит работать строительному сообществу Самары? На эти и другие вопросы ответил руководитель департамента строительства и архитектуры Сергей Рубаков.
- Какие планы и задачи в 2011 году станут для департамента первоочередными?
- Сложно выделить какое-то одно направление. Перемены необходимы и в области развития городских территорий, и в сфере благоустройства нашей среды, и в транспортной системе. Естественно, реализация этих задач в целом зависит от возможностей нашего бюджета, в соответствии с которым мы и будем выстраивать свою деятельность.
В 2008 г. был утвержден Генеральный план городского округа Самара. До сегодняшнего дня все разработанные на его основе документы нуждаются в корректировке и доработке по ряду вопросов. Так, план реализации генерального плана, утвержденный постфактум, не совсем отвечает текущей ситуации.
Разработка проектов планировок территорий должна стать одним из основных направлений в нашей деятельности, так как сегодня это единственный механизм резервирования территорий для строительства новых зданий, будущих дорог, улиц, проездов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур. Таким образом, проектом планировки мы определяем вектор развития территорий нашего города.
Нам нужно вести работу по реконструкции знаковых объектов, созданию детских садов, школ, спортивных объектов, подземных парковок и др. Также решения требует вопрос переселения людей из ветхого жилья и освоения застроенных территорий.
Немаловажный вопрос – рекламное оформление городских улиц. В наших планах – детальная проработка всех вопросов, связанных с размещением рекламных носителей и правилами оформления фасадов зданий.
- Каковы тенденции развития строительной отрасли в Самаре?
- После 2008-2009 годов по известным причинам положение на строительном рынке оставляет желать лучшего. В прошлом году появилось небольшое оживление, прежде всего связанное с тем, что некоторые строительные компании получили крупные заказы от федеральных структур - таких, как Министерство обороны РФ. Это объекты «Крутые Ключи» (СК «Авиакор») и «Волгарь» (ГК «Амонд»). В конце 2010 года данные компании ввели в эксплуатацию значительный объем жилья. Весной-летом должно состояться основное заселение этих застроек.
Это своего рода прорыв. Мы заинтересованы в том, чтобы освоение государственных средств проходило на территории города. Следовательно, если компании справятся с поставленной заказчиком задачей, есть все основания рассчитывать на финансирование в 2011 году. Это существенная поддержка для отрасли.
Сейчас департамент имеет ряд договоренностей с крупными кредитными организациями. В феврале с ними будут проведены встречи, в ходе которых мы планируем дать свои рекомендации по ситуации в строительном бизнесе города, в частности, по наличию разрешительной документации у той или иной строительной компании. Для организаций, выдающих кредиты, эта информация очень важна. Никто не рискнет своими средствами ради сомнительного проекта.
- Какие объемы жилья планируется ввести в 2011 году?
- Надеемся, что в этом году нам удастся ввести в эксплуатацию порядка 700 тысяч квадратных метров жилья. Но это «программа максимум».
- Каковы перспективы строительства нового стадиона к чемпионату мира по футболу 2018 года?
- Окончательно об этом можно будет говорить после того, как место размещения стадиона на стрелке рек Волги и Самары будет утверждено на федеральном уровне. В любом случае работы хватит всем. Мы являемся органом местного самоуправления и призваны решать задачи, которые находятся в нашей компетенции, а это основные вопросы по инфраструктурной части: газ, электроснабжение, подъезды к стадиону, работа по формированию земельного участка и многое другое.
- Существуют ли планы по развитию прилегающих к будущему стадиону территорий?
- Конечно, если стадион появится на данной площадке, прилегающие территории не останутся без внимания. Их развитие будет отражено в проекте планировки.
Наличие объекта такого уровня предполагает решение многих проблем, особенно касающихся обеспеченности территории транспортной составляющей. К примеру, сейчас рассматривается возможность строительства железной дороги, ведь существующее сообщение может не справиться с предполагаемой нагрузкой. Идея заключается в том, что к 2018 году будет организовано сообщение «Тольятти – Курумоч – Самара» с возможностью проезда практически до речного вокзала.
- Каким образом строительство стадиона в этой части города повлияет на развитие Самарского Заречья?
- Безусловно, это послужит толчком к его развитию. Создание транспортной инфраструктуры, в частности, строительство Фрунзенского моста, повысит инвестиционную привлекательность территории Заречья.
- Как вы прокомментируете ситуацию со строительством в рекреационных зонах, например, ресторана «Макдоналдс» на ул. Стара-Загора?
- В большинстве случаев проблемы, связанные с зонированием, - это результат пробелов в правовой базе, внесения изменений без учета существующего положения вещей. Проблемная ситуация со строительством здания «Макдоналдса» на ул. Стара-Загора - в их числе. Земельный участок здесь был сформирован несколько лет назад, в 2008 году подписан договор аренды, компания получила все необходимые согласования. На основе полного пакета документов в соответствии с Градостроительным кодексом заказчик получил разрешение на строительство. В дальнейшем происходит смена зонирования, при том что вся разрешительная документация у компании есть… В данном случае органы местного самоуправления, утверждая Правила застройки и землепользования, должны были учесть выданное действующее разрешение на строительство, но, к сожалению, таких «мин замедленного действия» предшественники оставили нам достаточно.
- Каков механизм изменения зонирования территорий в настоящее время?
- Заявки по вопросам внесения изменений в Правила застройки и землепользования рассматривает постоянно действующая комиссия по проекту правил под председательством первого заместителя главы города.
Отмечу, что в департаменте работает специальный отдел по подготовке и проведению публичных слушаний. И первоначально граждане должны обратиться туда за консультацией. Наши специалисты направляют граждан в администрацию с соответствующей заявкой на имя председателя комиссии (сейчас эти обязанности возложены на Виктора Кудряшова). Эта заявка возвращается к нам для работы по сбору документов, графического материала. Данные документы рассматриваются на комиссии, которая в итоге направляет положительные или отрицательные рекомендации главе города, он должен принять решение о вынесении той или иной заявки на публичные слушания. Замечания, полученные в ходе общественного обсуждения, заносятся в протокол, готовится заключение. Заявки с результатами слушаний вновь отправляются на комиссию, затем с рекомендациями - главе города. Окончательное решение принимает Дума городского округа Самара. Вопросы по застройке, изменению территориального зонирования требуют тщательного анализа. Поэтому на первый взгляд может показаться, что это сложный механизм, однако он уже отработан. Тем более что сегодня самарцы могут получить в департаменте грамотную консультацию.
- Сейчас идет судебный процесс, касающийся будущего Правил застройки и землепользования. Какого мнения вы придерживаетесь в данном вопросе?
- Считаем, что в правила необходимо внести изменения, но не отменять. Надо оставить существующие правила за основу и максимально отработать те моменты, которые вызывают противоречия. Градостроительная документация должна четко прописывать правила застройки в городе.
Можно отметить, что в настоящее время уже утвержден состав новой комиссии по проекту Правил застройки и землепользования.
- Как решаются проблемы обманутых дольщиков в домах, где заказчиком выступает департамент строительства и архитектуры?
- В настоящее время департамент является заказчиком более 30 объектов, которые находятся в разной степени строительной готовности. Для решения проблем на данных объектах при департаменте была создана рабочая группа. Первые ее заседания состоялись в конце прошлого года. Для того чтобы совместно выработать механизм решения по достройке каждого дома, мы собираем представителей застройщиков, инженеров, ТСЖ. Признаюсь, что не всегда удается найти понимание по некоторым вопросам, но все-таки дело сдвинулось с мертвой точки. График встреч на первый квартал этого года уже составлен.