Проект реновации крепости Самара на территории завода клапанов имеет огромное значение для формирования туристической привлекательности города и развития территории в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года. Завод клапанов – не единственный промышленный объект в исторической части города, который не используется по назначению и требует развития. По соседству с ним, в квартале, прилегающем к реке Самарке, расположен бывший мукомольный завод №1.
Проект центра включает в себя галереи и выставочные площадки для изобразительного искусства,
фотографии, скульптуры, перформансов и инсталляций, открытые площадки для стрит-арта
и лэнд-арта, кинозал, театральную и музыкальную площадки.
Ценность комплекса зданий, располагающегося на территории завода, велика. Если на заводе клапанов единственным ценным объектом с историко-культурной точки зрения является земля, на которой стоят производственные постройки и которую предполагается использовать, то в случае с мукомольным заводом мы имеем настоящий Клондайк ярких промышленных построек разных эпох и стилей.
В первую очередь это бывшая мельница купца Соколова, расположенная на въезде в город с моста через реку, и уникальное здание элеватора, спроектированное в Куйбышеве в 1970-х годах. Постройка в виде двух соединенных монолитных башен из керамзитобетона сама по себе уникальна. Остальная часть комплекса занята различными постройками, в том числе и дореволюционными, имеющими несомненную историко-архитектурную ценность.
Значение этого квартала возрастает и в связи с планируемым строительством стадиона на стрелке рек Волги и Самары. На территории комплекса проходит железнодорожная ветка, которую предполагается активно использовать во время проведения Мундиаля.
Она станет одной из основных транспортных артерий, доставляющих зрителей к спортивному объекту. Также рассматривается возможность строительства возле моста через Самарку станции метрополитена.
Территорию мукомольного завода можно использовать по-разному. Найдется огромное количество идей и предложений, но наиболее реальным и целесообразным с культурной и экономико-туристической точки зрения является проект Дмитрия и Марии Храмовых по организации здесь центра современного искусства, включающего в себя все направления, своеобразного центра притяжения городского сообщества, в каком-то смысле культурной доминанты. То, что это вполне реально осуществить, показал фестиваль «Артполис», проведенный на территории завода в 2009 году. При огромном масштабе проведенного фестиваля он является лишь частью того ресурса, который возможно развить на этой территории.
Проект центра включает в себя галереи и выставочные площадки для изобразительного искусства, фотографии, скульптуры, перформансов и инсталляций, открытые площадки для стрит-арта и лэнд-арта, кинозал, театральную и музыкальную площадки. Двумя наиболее важными объектами центра являются бывшая мельница и элеватор. Уникальность здания элеватора помимо перечисленных выше достоинств заключается в том, что в каждой из башен располагается широкая шахта, тянущаяся по всей высоте сооружения. В элеваторе предполагается демонстрация видеоарта. Неповторимое пространство шахт в несколько десятков метров высотой можно использовать для трансляции изображений на все этажи здания. Это настоящий подарок для видеохудожников и не только. Площади элеватора позволяют использовать его и для любых других целей помимо видеоарта.
Четырехэтажная мельница планируется как многоуровневый центр, в котором будут располагаться галереи, кафе, художественные мастерские и другие объекты. Уже сейчас многие художники изъявляют готовность снимать площади под мастерские в будущем центре, поэтому прибыль от аренды помещений мельницы не вызывает никаких сомнений.
Еще одна важная составляющая концепции проекта – архитектурная. Организация архитектурных выставок, семинаров, опэн-эйров с привлечением молодых специалистов и авторитетных архитекторов, отечественных и зарубежных. Круглые столы, новые проекты и идеи, обмен опытом, разработка концепции градостроительного развития территорий города с привлечением общественности и всеобщим обсуждением.
В связи со строительством стадиона на стрелке среди прочих рассматривается вариант продления набережной Волги до пересечения рек и развитие набережной реки Самары до улицы Молодогвардейской с последующим поворотом в город.
Одной из проблем развития культурной среды Самары является нехватка площадок для реализации творческих идей и проектов. Имеющиеся центры, несомненно, играют очень важную роль, но городское пространство лишено культурного узла, в котором нашлось бы место для представителей разных направлений культуры и искусства, который был бы интересен не только местному зрителю/слушателю, но и привлекал бы туристов и людей, интересующихся современным искусством из других городов и стран. Проект на базе фестиваля «Артполис» - идеальная возможность для реализации данной задачи.
Что же мешает осуществлению данного проекта? Есть несколько причин, по которым его реализация затруднена. Во-первых, территория завода находится в частной собственности. Но это не самая большая проблема – владельцы завода лояльно относятся к идее арт-центра и при благоприятных условиях могли бы содействовать развитию его инфраструктуры, получая с этого заслуженные дивиденды. Оставшиеся свободные площади на территории комплекса позволяют развить гостиничную инфраструктуру, что вписывается и в концепцию проекта, и в планы проведения игр Мундиаля в Самаре.
Вторая причина – существующие правила застройки и землепользования. Согласно им, территория завода расположена в промышленной зоне, соответственно, проведение в нем массовых мероприятий и устройство общественных центров невозможно. Прошедший в 2009 году «Артполис» был исключением, допущенным главой города по просьбе организаторов. На изменение зоны, проведение экспертизы зданий, составление проектной документации по приспособлению и реставрации объектов требуется время. Часть работ готовы взять на себя сами организаторы, в том числе и составление проектов.
Самое главное препятствие – отсутствие политической и финансовой поддержки со стороны властей, а без их активного участия осуществление проекта крайне сложно. В данном случае возможно любое участие, от поддержки отдельных частей проекта до государственно-частного партнерства между заинтересованными предпринимателями и государством. При достаточно больших масштабах культурного центра финансовых вложений, по ориентировочным подсчетам, он требует небольших и с течением времени способен полностью себя окупить.
Чем ближе 2018 год, тем актуальнее становится вопрос использовании кварталов города, прилегающих к предполагаемому строительству стадиона. Чемпионат мира в Самаре, скорее всего, состоится. От того, как будут использованы эти территории, зависит будущее развитие исторической части города. Создание центра и постоянное проведение в нем культурных мероприятий может стать визитной карточкой города, которая зарекомендует себя до Мундиаля и будет успешно привлекать людей после 2018 года.
В последнее время культурная общественность Самары часто приводит в качестве примера развития культурной политики город Пермь. Безусловно, опыт других городов нельзя не учитывать, но у Самары есть богатый потенциал и, главное, реальный шанс заявить о себе на культурной карте России. Нужна политическая воля, чтобы это перестало быть лишь речью журналиста, не лишенной пафоса, и превратилось бы в существующую реальность, а через несколько лет вместо пермского в других регионах будет приводиться в пример самарский опыт.