По прогнозам областных речников, Волга в районе Самары освободится ото льда в первых числах апреля. Чуть позже к 10 апреля запланировано открытие речного пути на Рождествено. А в Тольятти первые пассажирские перевозки запланированы на начало мая.
По расписанию
Как утверждают опытные речники, Волга в этом году вскроется вовремя — приблизительно 4-5 апреля. Кромка льда начнет ломаться со стороны Зольного. Льдины будут постепенно приближаться к городу, не перегружая реку, так как ширина Волги в районе Самары около 1,5 км. Толщина льда сейчас составляет около 40 см. Тонкий лед быстро растает, поэтому начало навигации на этот раз будет ранней.
Ледокол «Портовый-13» традиционно отправится в район Рождественской воложки — там каждый год требуется колоть лед. Сразу после освобождения ото льда подходов к Рождествено начнет функционировать речной маршрут. Дачные маршруты в Шелехметь, Ширяево и Подгоры будут открыты с 20 апреля. Все 19 дебаркадеров и понтонов отремонтированы и будут расставлены на места летней стоянки по утвержденным маршрутам.
«Старая гвардия» на плаву
Для ремонтников плавмастерской Самарского речного порта март — горячая пора. К началу навигации речники готовят пассажирские корабли: пять теплоходов «Москва», четыре «Омика», а также грузопассажирский теплоход «Окский-35». Приводят в порядок и скоростное пассажирское судно на подводных крыльях «Восход-08», которое будет курсировать по маршрутам, помогая в часы-пик основному флоту. По словам замдиректора Самарского речного пассажирского предприятия Евгения Будаева, все маршруты предыдущих лет сохранятся: Самара-Богатырь, Осипенко-Гаврилова Поляна, Октябрьский спуск-Рождествено, Самара-Рождествено, Самара-Винновка. Прогулочным рейсам на теплоходе «Москва» в этом году уделят особое внимание. За прошлую навигацию речники перевезли более 600 тысяч пассажиров. Станет ли их больше в этом году, будет зависеть от стоимости проезда, сохранения сезонок и льгот. Тарифы станут известны к концу марта после утверждения их в Минтрансе области.
Готовят к навигации и грузовой флот. Как отметил замгендиректора по эксплуатации Самарского речного порта Алексей Степанов, в настоящее время специалисты проверяют исправность оборудования судов, приводят в порядок корпусы. Восемь буксирных судов и 15 самоходных барж, грузоподъемностью от 1300 до 3000 тонн, подготавливают для перевозки строительных материалов, в том числе щебня, песка, технической соли для нужд предприятий города и области. К 15 апреля все ремонтные работы должны быть завершены. За прошлую навигацию самарские «грузоходы» перевезли около 2,5 млн тонн разных материалов. В этом году снижать планку не намерены.
Выгодное расположение
В Тольяттинской акватории навигация тоже должна начаться без особых проблем. Сейчас толщина льда составляет около 50 см. Как сообщила начальник отдела гидрологии гидрометобсерватории Тольятти Людмила Петрушина, Саратовское водохранилище очистится полностью ото льда в конце второй декады апреля, а Куйбышевское водохранилище — в конце третьей декады.
В ОАО «Порт Тольятти» сообщили, что уже более десятка лет в Автограде обходятся без применения ледокола. Нет необходимости и взрывать лед. Об этом сообщил пресс-секретарь МЧС Тольятти Алексей Дербенев. «Город географически расположен таким образом, что ему не грозит затопление, - заявил он. - Нет большого течения и резких изгибов реки, приводящих к заторам льда и последующему затоплению, поэтому на водохранилищах никогда не взрывали лед».
По сообщению гендиректора ОАО «Порт Тольятти» Алексея Виноградова, открытие шлюзов для судоходства ожидается 20 апреля, а первые пассажирские перевозки запланированы на начало мая.
Подготовка тольяттинского флота к сезону навигации в этом году проходит в стандартном режиме. В пассажирских перевозках речпорта, как и прежде, будут задействованы три теплохода ОМ-357, ОМ-475 и МО «Жигули», а также паром ПС-411. По словам Виноградова, пассажирские суда хоть и старые, но состояние их вполне удовлетворительное, отвечающее запросам контролирующих организаций, в том числе в плане безопасности.
Маршруты останутся прежними. Следует заметить, что речной транспорт пользуется популярностью у горожан, чьи дачные участки находятся на правом берегу Волги. С причала речпорта в микрорайоне Шлюзовой весь сезон курсирует паромная переправа. Один раз в день суда ходят в Подвалье, с промежуточными остановками Автоград, Березовка, Климовка, Новодевичье. Также теплоходы 1-2 раза в день направляются по двум пригородным линиям: Тольятти – Жигули – Березовка и Тольятти – Жигули – Березовка – Усолье. Каковы будут цены на билеты в нынешнем году — решат губернские министерства, утверждающие тарифы.
Кроме того, порт Тольятти осуществляет перевозки по туристическим маршрутам в Ширяево, на Молодецкий курган, на «графские развалины» в село Усолье (цена 260-520 руб.), на гору Светелка, в район Мастрюковских озер на «фестивальный парк». Цены путевок для туристов на такие поездки одинаковы в турагентстве и порту.
Из Тольяттинского речпорта в период навигации стартуют и круизные теплоходы самарского судоходства «Михаил Кутузов» и «Павел Бажов». В 2011 году они осуществят около 20 маршрутов по всем направлениям.
Алексей Виноградов, гендиректор ОАО «Порт Тольятти»:
- В декабре 2010 года мы обратились в Минтранс и Минэкономразвития области с предложением сохранить все существующие маршруты, учитывая их социальную направленность. Если это будет утверждено, то все пойдет по-старому. Мы должны обеспечить перевозку пенсионеров и льготных категорий граждан, а поскольку маршруты являются убыточными, рассчитываем на дотации. В апреле, как нам сообщили в правительстве, будет приниматься решение о их размере.
Алексей Степанов, замгендиректора по эксплуатации Самарского речного порта:
- Как только суда будут готовы к эксплуатации, они отправятся на погрузку в близлежащие населенные пункты. Перевозки осуществляются, как правило, в пределах области на расстояние от 20 до 35 км. Если раньше рейсы в соседние регионы считались нормой (работали на участке в три тысячи километров по Волге), то сейчас это происходит редко.
Екатерина Иванова, жительница Самары:
- Каждый год высвобождение Волги для меня радостное и значимое событие. Мне кажется, со мной согласятся большинство горожан, так как, пожалуй, все самарцы любят Волгу. На мой взгляд, необходимо пополнять наш флот, так как с каждым годом пассажиров становится все больше, а судна устаревают и не справляются с потоком людей, особенно на выходных в течение дачного сезона. Нашим властям стоит обратить на эту проблему внимание.
Ледяные хроники
В 1978 году речникам пришлось ждать таяния льдов аж до 19 апреля. За четыре последних десятилетия это наиболее позднее вскрытие Волги. А вот в 2002 году, напротив, река открылась неожиданно рано — 23 марта. В этом году природных катаклизмов не ожидается. По словам замдиректора Самарского речного пассажирского предприятия Евгения Будаева, жители Заволжья могут быть спокойны: между зимней переправой (на воздушных подушках) и открытием летней навигации перерыва не будет. Так что «дорога жизни» по льду сохранится до открытия речного сезона. Кстати, с начала года катера на воздушной подушке типа «Марс» и «Хивус» (их работает пять) перевезли с одного берега на другой уже более 50 тысяч человек.