Цены на продукты питания растут. Это вызвано комплексом причин, среди которых и отсутствие на полках местной продукции. Этой проблемой уже озаботились правительство Самарской области и губернская дума. Они намерены отладить систему взаимоотношений ритейлеров и региональных производителей.
Тревожные сигналы
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, по итогам января-февраля 2011 года инфляция в секторе продовольственных товаров в области составила 4,7%. В большей степени подорожали свежие овощи: картофель, капуста, лук репчатый, свекла. По данным министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, связано это с засухой прошлого года, которая привела к снижению урожая овощей в регионах Центрального и Приволжского федеральных округов, что и повлекло за собой рост цен и увеличение импорта. Прежними темпами растут цены на гречку - 25,7% за два месяца. В целом крупы подорожали на 13,2%.
По словам руководителя департамента ценового и тарифного регулирования министерства экономического развития, инвестиций и торговли Алексея Софронова, для улучшения ситуации на рынке и стимулирования импорта, подкомиссия правительства России по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле приняла решение о временной отмене ставок импортных пошлин на ряд товаров. Среди них - гречневая крупа, картофель, белокочанная капуста.
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли ведет мониторинг цен, стараясь держать ситуацию под контролем. По словам Алексея Софронова, в феврале состоялось заседание межведомственной комиссия по мониторингу ценовой ситуации на продовольственном рынке региона, созданной областным правительством. Как рассказал Софронов, по итогам ее работы торговым сетям были даны рекомендации о расширении ассортимента предлагаемой к продаже молочной продукции и о проведении еженедельно или хотя бы ежемесячно дней регионального производителя, когда местные продукты будут выставляться по привлекательным ценам.
Контроль за ситуацией
Мониторинг цен стал предметом рассмотрения мартовского заседания комитета губернской думы по промышленности, связи и торговле. Как отметил Алексей Софронов, у торговых сетей есть требования к поставляемой продукции, которые не все производители могут выдерживать. Кроме того, у них нет складов для хранения продукции. По мнению Софронова, в рамках областного союза потребкооперации имеется возможность создания инфраструктуры для выстраивания взаимодействия между производителями и торговыми сетями.
Как считает председатель правления Самарского облпотребсоюза Юрий Величко, одним из вариантов решения проблемы является создание межрайонных торгово-закупочных центров, которые смогут формировать необходимые объемы сельхозпродукции и упростить доступ местной продукции на прилавки городских магазинов.
Депутаты губернской думы полагают, что в ситуацию, при которой в магазинах области мало региональной продукции, пора вмешаться властям. В частности, депутат Сергей Иванов предлагает разработать программу поддержки местных сельхозпроизводителей, в которую будет включена и разработка складов для хранения продукции.
Депутат Руфиль Ибрагимов подчеркнул, что на взаимоотношения сетей и производителей давно пора обратить внимание. «Мы собирали на заседание федеральные сети, говорили им, что нужно допускать до прилавка местных производителей, чтобы держать цены на каком-то уровне, что нужно убирать входные бонусы на товары первой необходимости, в первую очередь на продукты питания, - отметил Ибрагимов. - Принимались решения на федеральном уровне, что сети на продукты питания бонусы применять не будут». Но, по его словам, поставщики продуктов питания по-прежнему платят за вход в сеть. «Мне дали цифры, я ужаснулся, - говорит депутат. - По продовольственным товарам бонусы могут составлять от 7 до 45% от цены на продажу, которую предлагает оптовик». По мнению Ибрагимова, рост цен связан и с тем, что основная торговля продуктами питания ведется через сети.
Депутат Александр Дроботов и вовсе предложил рекомендовать министерству экономического развития подготовить программу или план по контролю за нерыночными методами формирования цен в розничной торговле.
Мнение с мест
Производители говорят, что нужно регулировать сферу взаимоотношений торговых сетей и производителей. Исполнительный директор ООО «Вега» Михаил Котов, предприятие которого занимается производством картофеля и овощей в целом, отмечает, что не работает с сетями, потому что для них продукцию нужно упаковывать малыми объемами. «Мы работаем на рынках Тольятти и Ульяновска, и пока проблем со сбытом у нас не возникает, - говорит Котов. - Безусловно, если мы живем в Самарской области, то хотелось бы видеть в магазинах и местную продукцию, но мне сложно сказать, что нужно сделать, чтобы это произошло. Я сам не сталкивался с предложениями о плате за вхождение в сеть, но разговоры об этом слышал. Приводились данные, что плата может составлять десятки тысяч долларов».
Генеральный директор ЗАО «Самарская макаронная фабрика «Верола» Евгений Сальников говорит, что его предприятию нелегко работать со многими сетями и с некоторыми уже пришлось прекратить отношения из-за тех высоких, непомерных требований, которые предъявлялись к совместной работе. По мнению Сальникова, чтобы взаимоотношения производителей и торговых сетей стали более цивилизованными, нужно совершенствовать и регулярно дорабатывать законодательство о торговле.
Мы обратились с вопросами к нескольким сетям. Не удалось поговорить с представителями сетей магазинов «Остап» и «Магнит». В пресс-службе Средне-Волжского филиала X5 Retail Group N. V. (магазины «Карусель», «Пятерочка», «Перекресток», «Копейка») не смогли прокомментировать тему. «Руководство нашей компании предпочитает не комментировать взаимоотношения с поставщиками и другими партнерами, тем более многие из аспектов этих взаимоотношений составляют коммерческую тайну», - отметили в пресс-службе.
Исполнительный директор сети магазинов «Элит-Пчелка» (магазины «Пчелка») Мария Турицына отмечает, что им выгодно работать с поставщиками местной продукции и что на полках их магазинов есть продукты из области. «Я думаю, что проблемы с доступом на полки магазинов сетей в большинстве своем у мелких производителей, - полагает она. - На рынке сегодня велика конкуренция, очень много производителей, и местным поставщикам продукции не всегда удается попасть на полки, потому что их не хватает на всех». Турицына говорит, что магазины заинтересованы в тех продуктах, которые пользуются спросом, и работают с поставщиками именно такой продукции.
Масштабная программа
Минэкономразвития определит направления развития торговли
Уже в этом году планируется утвердить региональную целевую программу развития торговли. Об этом 18 марта на мероприятии, посвященном Дню работников торговли, бытового обслуживания и ЖКХ, заявил министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Габибулла Хасаев. По его словам, по товарообороту на душу населения наш регион является лидером в Приволжском федеральном округе. По итогам 2010 года, доля торговли в валовом региональном продукте превышает 14%, доля сельского хозяйства - 3,2%. Как сообщил руководитель департамента торговли и внешнеэкономического сотрудничества областного минэкономразвития Сергей Субботин, оборот розничной торговли в Самарском регионе в 2010 году составил более 430 млрд рублей, что на 3% выше, чем в 2009 году. Оборот оптовой торговли увеличился на 1,1% по сравнению с 2009 годом и составил 661 млрд рублей. Растут показатели в сфере общественного питания. По итогам прошлого года оборот составил 19 млрд рублей, что на 5% выше показателей 2009 года.
Как отметил Габибулла Хасаев, Самарская область - один из первых регионов в России, где уже разрабатывается областная целевая программа развития торговли. «В качестве приоритетов программы - создание благоприятных условий для развития сельскохозяйственного производства с тем, чтобы со временем насытить перерабатывающую промышленность собственным сырьем, увеличение доли собственной продукции в балансе продуктов питания, - сообщил он. - К сожалению, по многим из них импорт и ввоз из других регионов превышают масштабы собственного производства». По мнению Хасаева, нужно также формировать нормальные каналы доставки продукции до потребителя, активизировать работу с сетевыми компаниями с тем, чтобы они жестче соблюдали законодательство.
Василий Потякин, председатель комитета Самарской губернской думы по сельскому хозяйству и продовольствию:
- Помочь продукции самарских сельхозпроизводителей попасть на прилавки крупных торговых сетей можно, например, обязав сетевых операторов принимать на реализацию определенную долю товаров местного производства. Такая доля может составлять 20%. Подобная инициатива нашим комитетом уже разработана, как антикризисная мера, направленная на поддержку местных сельхозпроизводителей. Этот вариант прорабатывается совместно с органами исполнительной власти.
Олег Борисов, председатель комитета Самарской губернской думы по промышленности, связи и торговле:
- Государство должно участвовать в регулировании цен на продукты первой необходимости. Необязательно действовать методами запретов, для этого есть рыночные механизмы. Нужно развивать предпринимательство, а соответственно и конкуренцию, тогда цены будут ниже. Это уже демонстрируют ярмарки сельхозпроизводителей. На сегодня и правительством области, и депутатами принимаются все возможные меры, чтобы не допустить резких скачков цен на продовольствие.