Город Цена мегабайта

Цена мегабайта

Лимитные тарифы провайдеров постепенно уходят в прошлое. Фактически стали вчерашним днем назойливый шум dial-up модема, грузящиеся по пять минут картинки и тщательный подсчет затраченных на интернет-серфинг мегабайтов. Интернет изменился: просмотр фильмов онлайн и прослушивание интернет-радио стали обычным делом. Оптоволоконные провода протягиваются все дальше, доставляя быстрый и комфортный Интернет все большему числу пользователей. Стоимость доступа снижается, провайдеры предлагают разные тарифы, в том числе и лимитные, на которые пока еще есть спрос.

Экспансия в полном разгаре

Интернет превратился в неотъемлемую часть жизни для значительного числа россиян. По данным фонда «Общественное мнение», на осень 2010 года месячная аудитория Интернета в России составляет 46,5 млн человек старше 18 лет, это около 40% населения страны этой возрастной группы. Причем 84% российских пользователей имеют возможность выходить в Интернет из дома. Согласно отчету исследовательской компании AC&M-Consulting, по состоянию на 2010 год каждая четвертая семья в России обеспечена широкополосным Интернетом: 25,5% квартир имеют интернет-доступ на скорости не менее одного мегабита в секунду. Для сравнения: в 2007 году доля интернет-пользователей среди жителей России составляла всего 25% взрослого населения страны (около 29 млн человек), в 2009-м – 30% (34 млн человек). Рост сегмента идет буквально семимильными шагами и в основном за счет регионов – более 90% подключившихся в 2010 году пользователей живут за пределами двух столиц РФ: Москвы и Санкт-Петербурга. Хотя разрыв в проникновении Интернета все еще сохраняется: в Москве и Санкт-Петербурге цифра примерно в полтора раза выше, чем в остальных городах, и в три раза выше, чем в селах. Однако, согласно прогнозу ФОМ, если условия распространения услуг доступа к Сети сохранятся, то уже к осени 2014 года разрыв между Россией (без учета столицы) и Москвой сократится в три раза, с 26% до 8%.

Основная причина такого быстрого развития Сети – ее доступность и относительная дешевизна для конечного потребителя. Если еще несколько лет назад буквально каждый клик мышки бил по карману пользователя, то сейчас все стало намного проще: на рынке доминируют безлимитные тарифы. «Подавляющее большинство пользователей выбирают безлимитные тарифные планы. И причины этого понятны. Заплатив фиксированный ежемесячный платеж, абоненту уже не нужно контролировать свой трафик, подсчитывая ежедневный расход; не нужно искусственно ограничивать себя в своей интернет-активности, – объяснил директор Самарского филиала ОАО «Ростелеком» Александр Курочкин. – При этом безлимитные тарифы с фиксированным ежемесячным платежом позволяют пользователям спланировать ежемесячные затраты на Интернет». Директор по маркетингу интернет-компании «АИСТ» Андрей Беляев уверен, что «особых преимуществ от пользования лимитными тарифами нет». «Стоимость безлимитных тарифов за последние годы существенно снизилась, а скорости, наоборот, увеличиваются. Поэтому я рекомендую пользоваться безлимитными тарифами», – подчеркнул Андрей Беляев.

Последние из могикан

Между тем, у многих компаний в прайсах все еще сохранились варианты лимитных тарифов. «Аист» предлагает тарифы «По трафику» (входящая/исходящая скорость в Интернет до 100 Мбит/c, ежедневный абонентский платеж 9,50 руб., цена 1 Мб входящего трафика 0,10 руб.) и «Эта ночь» (входящая/исходящая скорость в Интернет 1 Мбит/с, скорость внутри сети до 100 Мбит/c, абонентская плата 9,50 руб., цена 1 Мб входящего интернет-трафика с 00.00 до 08.00 0,00 руб., цена 1 Мб входящего интернет-трафика с 08.00 до 24.00 0,50 руб.). У «Ростелекома» есть линейка лимитных тарифов при подключении с помощью технологии ADSL – «Комфорт 128/256/512» (скорость от 128 до 512 Кбит/с., абонентская плата от 300 до 400 руб. в месяц, объем включенного трафика от 100 до 200 Мб, стоимость 1 Мб при превышении включенного объема от 1,5 до 0,9 руб.). Оператор связи «МуВох-Самара» дает возможность подключиться к тарифу «Лайт», в котором клиент имеет возможность выбрать нужную ему скорость доступа (от 1024 до 4096 Кбит/с) и объем включенного трафика (от 5120 до 30720 Мб в месяц), таким образом абонентская плата будет варьироваться в зависимости от выбранных параметров от 99 до 435 руб., а за превышение включенного в абонентскую плату трафика придется платить 15 коп. за мегабайт.

Предложения лимитных тарифов на рынке остаются, но какой на них спрос? «По различным примерным оценкам, безлимитные тарифы сегодня в среднем предпочитают около 60-70% от общего числа абонентов», – так ответил на этот вопрос аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. А вот данные представителей компаний еще радикальнее. «В целом, соотношение пользователей безлимитных и всех прочих тарифных планов на услуги сети Интернет Самарского филиала ОАО «Ростелеком» (физических лиц) составляет 92,5% и 7,5% соответственно», – рассказал Александр Курочкин. «Более 90% наших пользователей выбирают именно безлимитные тарифы. Цифра говорит сама за себя. Сегодня современные пользователи под интернет-доступом подразумевают именно «безлимит», - отметил Андрей Беляев.

Кто же он, тот пользователь, который в век повального доминирования «безлимитки» продолжает выбирать варианты с помегабайтной тарификацией? «Прежде всего, речь может идти о пользователях, ориентированных на сравнительно нечастое, периодическое использование доступа к сети Интернет», – рассказал Максим Клягин. А Андрей Беляев так описал целевую аудиторию лимитных тарифов компании «Аист». «Тариф «По трафику» выгоден тем, кто не является постоянным активным пользователем Интернета, а заходит в Сеть время от времени. При этом ему нужна связь на максимальной (до 100 Мбит/с) скорости. Тариф «Эта ночь» выгоден тем пользователям, кто сидит в Интернете преимущественно по ночам», – сделал вывод Беляев.

И не друг, и не враг

Однако есть еще рынок, где лимитные и условно-лимитные тарифы Интернета пока что весьма актуальны. Речь идет о доступе, предоставляемом мобильными операторами по технологиям 3G и GPRS. Несмотря на то, что рынок мобильного Интернета сейчас активно растет и постепенно догоняет «проводных» провайдеров, эти сегменты рынка в ближайшие годы вряд ли будут всерьез конфликтовать. Для многих потребителей мобильный Интернет остается вспомогательным по отношению к проводному. Он позволяет выходить в Сеть в ситуациях, когда по каким-либо причинам под рукой нет стационарного доступа. Согласно исследованиям фонда «Общественное мнение», три четверти аудитории мобильного Интернета также имеют доступ из дома, причем 44% из них используют сети широкополосного доступа.

Александр Курочкин, директор Самарского филиала ОАО «Ростелеком»:

– Что касается проникновения ШПД в Самарской области, то важнейшим фактором здесь является не только и не столько размер тарифных планов, а техническое состояние сети передачи данных провайдера, ее способность поддерживать требуемые скорости передачи данных. В 2010 году проведена масштабная модернизация сети, а также в несколько раз увеличена скорость передачи данных на участках Самара-Тольятти-Жигулевск-Сызрань; Самара – Кинель; Отрадный – Кинель-Черкассы; Кинель-Богатое-Отрадный, Самара-Красный Яр, построены сети «оптика до здания» совокупной емкостью более 100 тыс. портов.

Андрей Беляев, директор по маркетингу интернет-компании «АИСТ»:

– Политика снижения стоимости трафика «верхними» (магистральными) операторами безусловно серьезно изменила темпы проникновения широкополосного доступа. Судя по тому, что количество подключений к ШПД не уменьшается, удешевление тарифов является хорошим стимулом для массовой «интернетизации» региона. Интернет из «дорогой игрушки» за считанные годы превратился в такую же массовую категорию, как мобильная связь. А для кого-то Интернет стал постоянным времяпровождением по интересам. Сейчас пользователи больше требований предъявляют уже сервису, а не техническим характеристикам доступа в Интернет.

Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент»:

– Динамичное развитие сетей ШПД остается основным драйвером снижения стоимости доступа. Согласно данным исследования компании «Яндекс», по итогам 2010 года уровень проникновения сети Интернет в ПФО в целом вырос на 24,1% и составил 36%. При этом средняя стоимость доступа за этот период в округе снизилась на 43% и составила 184 руб./месяц (на скорости 1024 Кбит/с). По мере продолжения роста проникновения сети Интернет в результате динамичного развития ШПД и развития более конкурентоспособных технологий конкуренция на рынке, несомненно, будет расти, что приведет к дальнейшему снижению стоимости доступа.

Популярность лимитных и безлимитных тарифов
В России в среднем лимитные тарифы выбирают 30-40%, а безлимитные тарифы предпочитают около 60-70% от общего числа абонентов

В Самарской области на лимитные тарифы приходится менее 10%, а более 90% пользователей выбирают безлимитные тарифы

Лимитные тарифы интересны пользователям, которые выходят в Интернет периодически, и при этом им нужна нужна связь на максимальной скорости

Источники: УК «Финам Менеджмент», Самарский филиал ОАО «Ростелеком», интернет-компания «Аист»

Aвтор: Татьяна Мордвинцева

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления