По сути, явление стрит-ритейл существует в России еще с дореволюционных времен. Правда, тогда оно носило более привычное название и именовалось торговыми рядами. Торговые ряды представляли собой улицы, на которых первые этажи домов были отданы под лавочки и магазины. По такому же принципу создавались улицы во многих европейских городах, что объясняет английское происхождение современного термина, в буквальном переводе имеющего значение «уличная торговля». Термин «стрит-ритейл» вошел в употребление несколько лет назад, когда возникла необходимость обозначить формат торговых площадей, отличный от торговых центров и мини-магазинов.
Не путать с «встройкой»
«Как показывает практика, квартиры на первых этажах имеют очень низкую ликвидность, – рассказывает директор «Агентства оценки «Гранд Истейт» Алексей Ульянин. – И потому девелоперы чаще всего отводят первые этажи под коммерческие помещения. Если дом выходит на улицу с высоким пешеходным трафиком, там однозначно эффективнее всего будет работать торговая зона, в частности – магазины формата стрит-ритейл».
Стоит иметь в виду, что не любые торговые помещения, расположенные на первых этажах жилых домов, являются стрит-ритейлом. «Встроенное помещение без отдельного входа, расположенное внутри квартала, не является стррит-ритейлом и относится к формату «встройка», – поясняет заместитель директора «Поволжского Центра Развития» Оксана Никитина. – Стрит-ритейл – это магазины, составляющие торговый коридор оживленной улицы. Такие помещения всегда располагаются на первых этажах».
Таким образом, помещение формата стрит-ритейл не должно быть одиночным, это как минимум квартал, застроенный подобным образом. Пример стрит-ритейла можно наблюдать на центральных городских улицах – Ленинградской, Куйбышева, Ново-Садовой, пр. Ленина. В отдаленных от центра районах такое явление можно встретить на улицах Победы, XXII Партсъезда, Стара-Загора, Ново-Вокзальной, Фадеева. Причем часть торговых объектов, составляющих общий коридор, выстраивались таким образом изначально. Другие объекты ранее представляли собой жилые помещения и к общему торговому коридору присоединились со временем, когда были переведены из разряда жилой недвижимости в разряд торговой. Если такие помещения имеют отдельный вход и участвуют в формировании общего коридора, они также будут относится к формату стрит-ритейл.
«Главный плюс формата стрит-ритейл заключается в том, что все эти отдельные магазины в целом образуют единую торговую зону и действуют как торговый центр под открытым небом, распределяя между собой покупательские потоки и притягивая большее количество посетителей», – комментирует Оксана Никитина.
И элит-, и эконом-
Конечно, торговый коридор на улице Ленинградской и торговый коридор где-нибудь на улице Ново-Вокзальной – это два совершено разных формата, каждый из которых рассчитан на свою покупательскую аудиторию. Ленинградская – это стрит-ритейл, состоящий преимущественно из магазинчиков эконом-класса. Поскольку эта улица – излюбленное место для прогулок, прежде всего, молодежи, – подбор магазинов здесь соответствующий. Здесь хорошо продаются группы товаров, предполагающие спонтанность покупки. По иному принципу подобран торговый коридор на улице Куйбышева. Исторически сложилось так, что в этом месте располагается более дорогой сегмент торговой недвижимости, поэтому сегодня здесь преимущественно размещаются элитные бутики. Кстати, стрит-ритейл является классическим местом размещения элитных бутиков, для которых большое значение имеют уединенность и изолированность.
В зависимости от трафика
«Востребованность помещений формата стрит-ритейл зависит от многих факторов, прежде всего от местоположения объекта, – поясняет Алексей Ульянин. – Если он находится на улице с высоким пешеходным трафиком, например, Ленинградской, то для ряда торговых марок такое размещение будет более эффективным, чем, скажем, в зоне с небольшой проходимостью где-нибудь на третьем этаже крупного торгового центра».
«Если говорить про качественный стрит-ритейл, расположенный в людном месте и имеющий хороший пешеходный трафик, сопоставимый с трафиком торгового центра, то и арендные ставки на таких объектах также сопоставимы со ставками в торговых центрах, – комментирует Оксана Никитина. – Аренда такого помещения обойдется примерно в 1,5-2 тыс. руб. за кв. м».
По словам участников рынка недвижимости, такие объекты всегда имели высокий спрос со стороны арендаторов. Поэтому еще несколько лет назад, как только появился этот оборот рынка недвижимости, рантье начали скупать наиболее привлекательные объекты, с тем чтобы сформировать пул недвижимости и в дальнейшем получать гарантированный доход от сдачи таких помещений в аренду. Стоимость торговых площадей этого формата может доходить до 150-200 тыс. руб./кв. м, если это хорошее помещение, находящееся на хорошем трафике. Средние цены на стрит-ритейл несколько ниже. Так, по Ленинскому району средняя стоимость помещений подобного формата составляет 70 тыс. руб./кв. м, по Самарскому району, где площади более старые – 60 тыс. руб./кв. м. В более удаленном от центра города Промышленном районе средняя стоимость квадратного метра стрит-ритейла составляет 55 тыс. руб./кв. м.