Немногие абоненты задумываются над тем, как правильно завершить сотрудничество с телекоммуникационной компанией и грамотно прекратить пользование ее услугами. И далеко не все внимательно читают договоры, которые подписывают. А потому даже не подозревают, что отношения с оператором сотовой связи или провайдером не заканчиваются выбросом ненужной SIM-карты или отсоединением ТВ-кабеля от своего телевизора.
Забывать опасно
Если абонент не проинформировал поставщика услуг о своем намерении расторгнуть договор, то возможность предоставления услуги сохраняется, а следовательно, будет начисляться абонентская плата, если она была предусмотрена договором и если в том же договоре не предусмотрено приостановление предоставления услуги в случае возникновения задолженности. Если абонент нарушает сроки оплаты услуг связи, оператор имеет право приостановить оказание услуг до устранения нарушения (в соответствии с ФЗ «О связи» и Правилами оказания услуг связи). Причем именно «имеет право», а не обязан. Оператор может и подождать. Если абонент пользуется услугой, это удобно. Если же нет, то это ведет лишь к увеличению задолженности, про которую абонент может просто не знать. А незнание, как известно, не освобождает от финансовой ответственности. Если дело дойдет до суда, то там будут рассматривать документы, то есть подписанный абонентом договор и расчеты оператора. А вот доказать, что абонент фактически не пользовался услугами, очень сложно. Как подтвердить, что вы потеряли SIM-карту вместе с телефоном именно такого числа или что не смотрели телевизор уже больше года?
«Если услуга уже не нужна, то необходимо официально расторгать договор во всех случаях, – пояснил директор по маркетингу интернет-компании «АИСТ» Андрей Беляев. – Если клиент прекратил пользоваться услугами, но не расторг договор, он продолжает считаться действующим абонентом: ему по-прежнему предоставляется возможность пользования услугой и, соответственно, начисляется абонплата. Иные «доказательства» не предусмотрены».
«При заключении договора его стороны (и абонент, и оператор) принимают на себя некие обязательства, которые должны исполняться, – добавил юрисконсульт компании «Теленет» Сергей Михайленко. – Если «абонент просто отсоединил ТВ-кабель», это не значит, что он отказался от услуги и свободен от исполнения своих обязательств по договору, в том числе и финансовых. В этом случае договор остается в силе и абонент несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств».
Грамотное расторжение
Что должен сделать абонент, чтобы правильно приостановить или прекратить пользование услугами телекоммуникационной компании? Прежде всего, прочитать договор (в идеале до подписания). Именно в этом документе чаще всего описан порядок расторжения по инициативе абонента. «Как правило, расторжению предшествует уведомление (за определенный срок) другой стороны о намерении расторгнуть договор, окончательные взаиморасчеты (например, погашение задолженности, оплата понесенных расходов), и только потом уже следует совершение юридических действий, фиксирующих прекращение обязательств, к примеру, подписание соглашения о расторжении договора», – рассказал Сергей Михайленко.
Начальник отдела по связям со СМИ Самарского филиала ОАО «Ростелеком» Елена Чистова также отметила, что в каждом конкретном случае, связанном с расторжением договора на оказание услуг связи, существуют свои нюансы. «Для уточнения процедуры расторжения договора мы рекомендуем обращаться в Единую службу по расчетам и услугам Самарского филиала ОАО «Ростелеком», – пояснила Елена Чистова.
«Чтобы прекратить пользование услугами интернет-компании «АИСТ», – рассказал Андрей Беляев, – гражданин может с документом (паспортом) приехать в любой офис компании и написать соответствующее заявление о расторжении договора. Абонент - юридическое лицо может любым способом передать официальное письмо (с подписью руководителя и печатью) о намерении расторгнуть договор».
Временный отказ
Помимо полного расторжения договора абонент может воспользоваться более мягкой формой ограничения предоставления услуг – приостановлением. Чаще всего в этом случае предусматривается минимальная абонентская плата, зато абонент имеет возможность быстро вернуться к сотрудничеству с оператором, пользуясь тем же номером, тем же кабелем, тем же счетом... В некоторых случаях приостановление оказания услуги может быть предоставлено и бесплатно. Согласно Правилам оказания услуг связи, «действие договора с абонентом может быть приостановлено по письменному заявлению абонента в случае сдачи в наем (поднаем), аренду (субаренду) помещения, в том числе жилого помещения, в котором установлено пользовательское (оконечное) оборудование, на срок действия договора найма (поднайма), аренды (субаренды)». В иных случаях оператор имеет право отказать в приостановлении услуги.
Для приостановки пользования услугами у операторов предусмотрены специальные тарифы. У компании «АИСТ», например, по телефонии действует услуга «Временное отключение с бронированием номера», по доступу в Интернет – специальный пользовательский тариф «Блокировка» для физических лиц. «Данные тарифы минимальны, – пояснил Андрей Беляев, – они позволяют клиенту экономить в ситуации, когда услуга временно не востребована (абонент уехал в отпуск, в помещении идет ремонт и т.п.). При этом абонентская линия продолжает числиться за абонентом, и пользователь в любой момент может восстановить полный доступ к предоставлению услуги».
Компания «Теленет» предоставляет возможность приостановления услуг связи в рамках специальных акций или в качестве дополнительной услуги. Например, с 1 мая по 30 сентября 2011 года в компании «Теленет» действует акция «Лето». Она адресована дачникам, поклонникам летних путешествий и всем тем, кто предпочитает уезжать из города с началом жарких дней. На этот период можно приостановить действие услуги кабельного телевидения.
«Тариф на приостановление услуги составляет всего 10 рублей, – сообщил Сергей Михайленко. – То есть, пока вы не пользуетесь услугой, вместо привычных 235 рублей в месяц вы платите 10 рублей в месяц. Участниками акции могут стать абоненты, не имеющие задолженностей. Для этого нужно подойти в абонентский отдел компании «Теленет» с паспортом, написать заявление и оплатить услуги (10 рублей в месяц) за выбранный период. Обратиться в абонентский отдел нужно не менее чем за семь дней до предполагаемой даты приостановления услуги. Возобновление услуги происходит автоматически».
Андрей Беляев, директор по маркетингу интернет-компании «АИСТ»:
- Когда наш абонент попадает в такую ситуацию, ему временно приостанавливается услуга и с ним работают менеджеры: информируют об образовавшейся задолженности. Если же абонент осознанно не желает оплачивать потребленные им услуги, проявляет себя как «злостный неплательщик», то эта неприятная ситуация регламентируется законодательно – через суд.
Сергей Михайленко, юрисконсульт компании «Теленет»:
- Чтобы прекратить пользоваться услугами компании «Теленет», абонент должен не менее чем за две недели до даты расторжения проинформировать оператора о своем желании, подав письменное уведомление (заявление), оплатить все имеющиеся задолженности и расторгнуть договор в официальном порядке. Абонент и оператор подписывают соглашение о расторжении договора в двух экземплярах, один из которых остается у абонента.
Елена Чистова, начальник отдела по связям со СМИ Самарского филиала ОАО «Ростелеком»:
- Поскольку в каждом случае, связанном с расторжением договора, существуют свои нюансы, необходимо уточнять процедуру в Единой службе по расчетам и услугам Самарского филиала ОАО «Ростелеком». В случае наличия у абонента задолженности применяется комплекс мер по ее истребованию – от автоинформирования о наличии задолженности до ее взыскания в судебном порядке.
Aвтор: Ольга Калядина