О состоянии самарского автобусного парка рассказал заместитель директора по эксплуатации «Пассажиравтотранса» Алексей Викторович Горностаев.
С льготами и гарантией безопасности
- Алексей Викторович, автобусы «Пассажиравтотранса» каждый день перевозят по городу тысячи пассажиров. Каким парком машин располагает предприятие и сколько маршрутов обслуживает?
- Наше предприятие имеет две базы, которые расположены на Блюхера, 28а и Пугачевской, 73а. В автобусном парке — 364 автобуса большой и особо большой вместимости марок «Скания», «НефАЗ», «ЛиАЗ», «МАЗ», «Мерседес-Бенц», а также средней вместимости - «Фиат Дукато». Мы обслуживаем 46 городских маршрутов и один пригородный. А с середины апреля по октябрь добавился еще 31 садово-дачный маршрут. Также доставляем детей в летние лагеря. Кроме этого, предприятие выполняет большую работу, организуя перевозки к местам захоронений во время религиозных праздников, доставку людей на массовые мероприятия. Например, в этом году мы пустили 95 автобусов специально, чтобы доставить любителей музыки на фестиваль «Рок над Волгой».
- Наряду с новыми автобусами в строю остаются и машины со стажем. Есть планы по их замене?
- Сегодня общая изношенность парка составляет 40%, средний возраст машин — восемь с половиной лет. Основная масса — автобусы «Мерседес», приобретенные в 1996-1997 годах. Многие с пробегом около миллиона километров. Также в конце 90-х поступили ЛиАЗы. Машины, которым более десяти лет, поддерживаем в хорошем состоянии. Так что запас прочности у автобусов есть, а своевременное обслуживание позволит и в будущем на них рассчитывать. Машины с солидным пробегом работают наравне с новыми, но на маршрутах с менее интенсивным движением. В центр города на нагруженные маршруты отправляем «свежие» автобусы, чтобы было меньше поломок. В последние годы мэрия значительно пополнила парк «Пассажиравтотранса», закупив новые машины «Скания», «НефАЗ», «Фиат Дукато». В целом, комфортный автобус — дорогое удовольствие: стоит от 4,5 до 10 миллионов рублей в зависимости от комплектации и завода-изготовителя.
- Да, больше всего автобусов приобрели в 2010 году. Довольны ли водители, пассажиры?
- Конечно. Они уютные, теплые, надежные, отвечают современным требованиям безопасности, экологическим нормам. К примеру, НефАЗы хорошо приспособлены к нашим дорожным условиям. Они низкопольные, удобные для пожилых и пассажиров с детьми. Салоны просторные, с мягкими сиденьями и оснащены электролюками — не нужно тянутся, чтобы их открыть.
- Вы упомянули, что автобусы предприятия работают на 46 городских маршрутах. А какой пассажиропоток обслуживаете?
- Зимой автобусы «Пассажиравтотранса» в день перевозят около 140 тысяч человек, летом немного меньше — 120 тысяч. Не всегда маршруты, на которых мы задействованы, являются доходными, но есть социально значимые направления, которые нельзя не обслуживать. К примеру, автобусы №№ 17 (Хлебная площадь — 113 км), 26 (а/с «Аврора» - через пос. Озерный — Сухая Самарка), 36 (Хлебная площадь — с/з «Рубежное»), 51 (Красная Глинка — Безымянский рынок), 68 (Мехзавод — ст/м «Победа) соединяют отдаленные районы с центром города. Одни из самых прибыльных маршрутов — №№ 1, 34, 70. На направления, где обычно мало пассажиров (№№ 14, 26, 35, 39, 52), пускаем автобусы средней вместимости марки «Фиат Дукато».
- Как вы составляете графики движения автобусов? Как понимаете, на каком маршруте и в какое время они должны ходить чаще, а где реже?
- Мы постоянно изучаем пассажиропоток. Смотрим, сколько машин нужно добавить, с каким интервалом лучше двигаться во время пиковых нагрузок. На основе этих данных разрабатываем графики. У автобусов есть зимнее и летнее расписание, где учитываются часы, в которые жители отправляются на работу, учебу и обратно. Заводов стало мало, офисы, предприятия, учебные заведения открываются не так рано, как прежде, поэтому расписание немного сдвинулось. Если раньше движение начинали в пять утра, то сейчас на тридцать-сорок минут позже. Кроме того, подстраиваем графики так, чтобы жители могли без проблем добраться до остановок, откуда отходит транспорт на дачи.
- Автобусы предприятия оборудованы системой GPS-навигации — спутникового слежения, которое позволяет определить местонахождение и скорость движения транспорта. Какой эффект дает ее использование?
- GPS-навигацию мы начали внедрять на наших автобусах 2,5 года назад. Диспетчер, вооруженный компьютером, может всегда знать, где находится каждая машина. Если автобус долгое время отсутствует на маршруте или не двигается, то он связывается с водителем, выясняет причины: либо это затор на дороге, либо техническая неисправность. Когда есть свободные машины, сразу выставляем их на это направление. В случае если заменить автобус возможности нет, приходится увеличивать интервал движения, но так, чтобы влияние «потери» было минимально.
- На рынке пассажирских перевозок Самары работают и коммерческие перевозчики. Как боретесь за пассажиров?
- Среди самарских перевозчиков «Пассажиравтотранс» занимает достойное место. Мы не уступаем коммерсантам, составляем им конкуренцию. Наши преимущества — это четкое соблюдение интервала движения, культура обслуживания и главное — предоставление льгот. Нередко частные перевозчики этим пренебрегают. Они неохотно возьмут маршрут, где обязательно нужно перевозить граждан по транспортным картам.
К тому же в муниципальном автобусе пассажир более защищен: мы не нарушаем скоростной режим, аварийность ниже. Шесть машин оборудованы видеорегистраторами. В целях безопасности идет съемка в салоне, также камера выведена на дорогу. Срок хранения записи — месяц, в случае необходимости, например, если есть вопросы к кондуктору, ее изучают. Перед рейсами медики осматривают водителей. О том, что человек в алкогольном опьянении или с остаточными явлениями приступит к работе, не может быть и речи. Также досконально проверяем техническое состояние автобусов. Ежедневно чистим и моем машины.
- Водители автобусов отвечают за тысячи жизней пассажиров. Насколько тщательно идет подбор кадров?
- Безопасность перевозок для нас стоит на первом месте. Поэтому к подбору сотрудников относимся внимательно. Прежде чем принять водителя, его проверяет отдел безопасности движения. Делаем запрос и в ГИБДД: имеет ли он штрафы, лишался ли прав? Потом претендент проходит стажировку, сдает экзамен по правилам дорожного движения. Тщательно подходим и к вопросам здоровья, чтобы не возникло чрезвычайных ситуаций во время движения.
Многие водители переходят к нам от коммерческих перевозчиков. Ведь здесь «белая» зарплата, предприятие предоставлят соцпакет. Иногородних устраиваем в общежитие, обеспечиваем доставку на работу и питание.
В штате есть и водители с большим стажем, которые давно работают в транспортной отрасли, и молодежь. Но все они — асы. Ежегодно в конкурсах профессионального мастерства городского и областного уровней сотрудники «Пассажиравтотранса» занимают первые места.
Справка:
МП «Пассажиравтотранс» обслуживает городские автобусные маршруты №№ 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 17, 21, 22, 24, 26, 27, 29, 30, 32, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 46, 47, 50, 51, 52, 55, 59, 61, 63, 65, 66, 68, 70, 71, 75, 76, 78.
С 1 сентября предприятие возобновит работу на маршрутах №№ 11, 14, 23, 45, 56