Скандал, произошедший во время сдачи ЕГЭ в Москве, эхом прокатился по многим крупным регионам, ведь возможность «подсмотреть» правильные ответы в Интернете была у всех. Однако в Самаре, по данным министерства образования, все прошло спокойно – результаты не аннулировались, а все нарушители получили возможность пересдать экзамен.
Строгие меры
В этом году пристальное внимание в области обратили именно на вопросы обеспечения информационной безопасности. Процедура проведения ЕГЭ очень жестко контролировалась. По словам учителей, иногда по требованию проверяющих приходилось опечатывать розетки, чтобы невозможно было воспользоваться ноутбуками, отворачивать телевизоры в классах экраном к стене и даже…опечатывать пианино.
Всего в этом году специалисты управления по надзору и контролю в сфере образования проверили 51 пункт проведения экзаменов. Самыми распространенными нарушениями стали наличие или использование мобильных телефонов во время ЕГЭ организаторами и участниками, а также работа с запрещенными справочными материалами, общение друг с другом и обмен КИМами. 14 участников даже были удалены с экзаменов. Однако по решению государственной экзаменационной комиссии области они все же были допущены к пересдаче выбранных предметов в резервные дни.
Как рассказал министр образования и науки Дмитрий Овчинников, наша область традиционно выгодно отличается от других – нарушений у нас немного. И они не носят системный характер. Например, за эту экзаменационную кампанию в области прошли 47 прокурорских проверок, и никаких замечаний не было сделано.
Нечестная игра
Однако мнения учителей и выпускников зачастую с официальной статистикой расходятся. Многие из них рассказывают о «везунчиках», у которых получилось с экзамена дозвониться до своих помощников, а то и вовсе отправить задания репетиторам и получить уже готовые ответы. По словам завуча одной из самарских школ Оксаны Ведерниковой, ЕГЭ для многих ребят превращается в своеобразную лотерею – если ты не уверен в своих силах и надеешься списать, приходится уповать на лояльного организатора в аудитории. Кто-то из учителей может просто закрыть глаза на любые нарушения, а кто-то принципиально наказывает даже самые безобидные попытки.
Не секрет, что большую роль здесь могут сыграть и личные отношения с учениками, и даже отношение педагога к самой процедуре ЕГЭ. Естественно, ни о каких общих правилах здесь речи не идет. «В нашей аудитории все было очень строго, - рассказывает выпускница Анастасия. – В туалет и то выпускали практически под конвоем. А вот в соседней, где сидела моя подруга, можно было спокойно выйти и даже позвонить».
«В какой-то степени я понимаю педагогов, - говорит Оксана Ведерникова. – Некоторые боятся нарушить правила и оказаться виноватыми, поэтому бывают излишне строги. Другие жалеют детей, ведь для них ЕГЭ – это настоящий стресс, и пытаются хоть как-то помочь. Рассудить, кто из них прав, трудно, но все же условия должны быть одинаковыми для всех. А сейчас получается, что при всей благородности самой затеи, на ЕГЭ мы не получаем объективной картины. Эрудированные, думающие ребята могут засыпаться на самых простых вопросах, потому что они не всегда имеют однозначные ответы. А не самые усердные ученики, найдя лазейку, сдадут экзамен на высокий балл».
Цель оправдывает средства
Но далеко не все считают нарушения правил проведения экзамена проступком. Даже обычно строгие родители и учителя, которые весь год «наседали» на своих воспитанников и твердили о важности подготовки и недопустимости списывания, перед экзаменом готовы пойти на все, лишь бы ребенок сдал ЕГЭ.
«Мы очень долго и упорно готовились к экзамену по обществознанию, - поделилась мама одиннадцатиклассницы Наталья Серебрякова. – Некоторые вопросы тестов прошлых лет, признаться, ставили в тупик не только дочку, но и учителя: например, среди вариантов ответа было только два верных, но выбрать нужно было только один, сами задания были некорректно сформулированы. По-моему, государство просто играет с нами, причем не всегда по понятным правилам. А раз так, то я считаю вполне естественным, что каждый пытается справиться с этим, как может, в том числе и пользуясь помощью со стороны. У нас все, к счастью, обошлось, дочь справилась сама. Но сколько ребят пострадают из-за «бракованных» тестов и потеряют драгоценные баллы?».
Учителя же и вовсе все чаще говорят о том, что система ЕГЭ, несмотря на свой относительно юный возраст, уже нуждается в серьезной реформе. Не только в плане содержания, но и по форме: хотя результаты экзамена не влияют на оценку в аттестате, на учителях все равно лежит двойная ответственность. Во-первых, подготовить ребенка к тестам, а во-вторых, обеспечить проведение аттестации по всем правилам. И в случае неудовлетворительных результатов, и при нарушениях страдают именно они. Но пока ни о каких изменениях речь не идет, и педагогам по-прежнему приходится лавировать между интересами школы, детей, а также собственными принципами.
Комментарии:
Елена Каргина, учитель:
- Каждый год время ЕГЭ — самое нервное для нас. Фактически результаты на аттестат уже никак не влияют, но школы по-прежнему загружают этой работой и спрашивают очень строго, любое нарушения – пятно на нашей репутации. Я считаю, что ЕГЭ уже давно пора сдавать в специализированных центрах или в вузах в качестве вступительного экзамена. Тогда возможно будет обеспечить максимально объективный результат.
Дмитрий Овчинников, министр образования и науки Самарской области:
- Разумеется, образовательная сфера Самарской области развивается не в изоляции от других субъектов федерации и России в целом. Какие-то нарушения происходят и у нас в губернии. Но они не носят системный характер. Этим наш регион отличается от большинства других. Кроме того, в этом году в области предварительные результаты ЕГЭ традиционно выше, чем в среднем по России.