Привести в рамки закона деятельность, связанную с использованием земельных участков в Самарской области, должны межведомственные рабочие группы. Решение о необходимости их создания в каждом муниципалитете было принято вчера на совещании, посвященном взаимодействию территориальных управлений федеральных ведомств с органами МСУ.
Бюджетные потери
В целях усиления контроля за использованием земельных участков в Самарской губернии, принципы которого были сформулированы на уровне исполнительной власти региона еще 9 июня, вчера главный федеральный инспектор по Самарской области Сергей Сычев собрал на совещание представителей надзорных и силовых структур, территориальных управлений федеральных ведомств и местных властей.
Сегодня необходимо навести порядок в использовании земельных участков, в рекламной деятельности и в организации розничной торговли. «Несоблюдение в полном объеме правил землепользования приводит к возникновению стихийных рынков и незаконных рекламных конструкций, к самостийному строительству в красных линиях, на детских площадках, в местах отдыха, - заявил Сергей Сычев. - Понятно, что это ведет к недополучению доходов местными бюджетами. Кроме того, подрывается безопасность населения, возникает коррупционная составляющая».
Как заявил начальник управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Самарской области Данила Левичев, наиболее распространены нарушения, связанные с порядком и сроком предоставления земельных участков, что, в свою очередь, приводит к их самовольному использованию. Прокуратура за 2010 год и четыре месяца 2011 года выявила почти 3000 нарушений в названных сферах. По результатам их рассмотрения в суд было направлено около 200 исковых заявлений и внесено почти 300 представлений. 385 лиц привлечено к административной ответственности, возбуждено семь уголовных дел.
По словам руководителя департамента строительства и архитектуры мэрии Самары Сергея Рубакова, в городе из 712 ведущихся строек разрешения есть только у 448. Самовольно ведется 128 строек, еще на 136 объектах просрочена разрешительная документация.
Что касается объектов потребительского рынка, то, по данным и.о. руководителя департамента потребительского рынка и услуг Самары Елены Поповой, из 3434 таких объектов 904 установлены незаконно.
Несет потери и бюджет региона, в который не перечисляются налоговые, арендные и прочие платежи за пользование землей и ведение предпринимательской деятельности. Как заявил Сергей Сычев, Самарская область, по оценкам специалистов, ежегодно недополучает более 7 млрд рублей.
Работать сообща
По мнению Сычева, причины «разгула незаконной деятельности» в сфере строительства, торговли, а также рекламы кроются не только в «размытом» законодательстве и игнорировании его некоторыми хозяйствующими субъектами, но и в пассивности, а порой и в коррупционной составляющей деятельности местных властей. «Ну не может появиться заправка около детского садика или рынок на территории детской площадки, если какой-то чиновник не кивнул кому-то головой», - пояснил он.
Причем в разных городах губернии проблема имеет свою специфику, связанную с особенностями распоряжения земельными участками. К примеру, в Самаре выборочная прокурорская проверка выявила 217 объектов, работавших без правоустанавливающих документов. При этом, по словам Данилы Левичева, у владельцев большей части из них есть все необходимые согласования, но «органы местного самоуправления не выполняют обязательства по выделению земельного участка и этим также снижают налоговые поступления в бюджет».
В Тольятти же ситуация запутана еще и тем, что ранее землеотвод производился без учета права собственности, теперь же выясняется, что многие выделенные участки находятся в федеральной собственности. Что касается таких городов, как Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск, то в них, как отметил Сергей Сычев, «нет путаницы, где земля федеральная, где ей распоряжается министерство имущественных отношений, а где полномочия у муниципалитета».
Но вместе с тем сами по себе муниципалитеты не обладают всеми полномочиями по наведению порядка в земельных вопросах, а потому проводимая работа не всегда оказывается эффективной - воздействовать на нарушающих закон предпринимателей сложно. Не всегда удается установить собственника объекта-нелегала. Немалое время занимают сбор и согласование документов в отношении того или иного объекта, так что его собственник порой успевает изменить параметры объекта, и всю работу приходится начинать заново. Если же предпринимателя, нарушившего закон, и удается привлечь к административной ответственности, сумма штрафа не останавливает его перед продолжением незаконной деятельности. Сложности возникают и при демонтаже нелегальных объектов.
«У органа МСУ отсутствуют такие полномочия, поскольку государственная собственность на землю не разграничена, - заявила Елена Попова. - Мы не можем сами обращаться в суды, приходится писать письма в прокуратуру и министерство имущественных отношений. В конце концов, у города недостаточно техники для демонтажа и площадок для хранения вывезенных объектов».
Руководитель управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области Александр Гозданкер в ответ поинтересовался, почему в Самаре не создается специализированная организация, которая будет обладать базой для осуществления демонтажа. На что Попова ответила, что необходимость создания такого органа прорабатывается.
По итогам совещания стало очевидно, что проблема, связанная с использованием земельных участков в регионе, многогранна. Но чтобы ее решать, уверен Сергей Сычев, нужно взаимодействие всех ветвей и уровней власти. В этой связи вчера было принято решение о необходимости создания в каждом муниципальном образовании рабочих групп, состоящих из представителей муниципалитета и территориальных управлений федеральных структур.
Сергей Сычев, главный федеральный инспектор по Самарской области:
- От масштаба проблемы создается удручающее впечатление. Чтобы ее решать, прежде всего, надо понять ее причины и нужно создать единое правоприменительное пространство, что возможно при взаимодействии всех ветвей и уровней власти. В развитие поручения областных властей в каждом муниципальном образовании будут созданы рабочие группы, а уже к 9 сентября они должны будут представить первые итоги работы. На все нарушения закона нужно реагировать мгновенно и очень жестко.
Юрий Ример, первый заместитель главы Самары:
- У нас есть система, которая позволяет вести реестр объектов потребительского рынка. Мы получаем информацию с фотографиями, адресами, но, к сожалению, не всегда с фамилиями владельцев. И мы не можем просто демонтировать незаконный объект. Для этого должно быть заявление в суд. Администрация, конечно, может туда обратиться, но от незаконного киоска мэрия зачастую не несет имущественного ущерба, потому что земля не разграничена. Поэтому крайне важно, чтобы у всех структур, задействованных в этой работе, была единая позиция.