Группу самарских туристов, следовавших теплоходом «Петр Алабин» по маршруту Самара – Чебоксары – Самара, высадили в Казани. Причиной прерванного отдыха стала необходимость технического осмотра судна – после трагедии с теплоходом «Булгария» ревизии подвергнут весь речной транспорт Самарской области. Специально созданная для этого межведомственная комиссия должна ответить на вопрос: возможно ли повторение страшной аварии на воде?
В Самарской области начали проверку всего речного пассажирского транспорта. Эти меры спровоцировала страшная трагедия, произошедшая в Татарстане в воскресенье, 10 июля. Теплоход «Булгария», следовавший по маршруту Болгары – Казань, затонул в трех километрах от берега. Результатом крушения судна «Булгария» стала массовая гибель людей. На данный момент на поверхность подняли тела 72 человек. Спастись удалось восьмидесяти пассажирам, в том числе двум детям. Всего на борту теплохода находились около двухсот человек. Судьба многих пассажиров до сих пор не известна, однако спасатели сходятся во мнении, что шансов на то, чтобы обнаружить живых на затонувшем судне остается все меньше.
Трагедия в Татарстане взбудоражила всю страну – несмотря на то, что специально созданная следственная группа еще не назвала окончательную причину крушения, люди и эксперты сходятся во мнении, что всему виной стал человеческий фактор и техническая неисправность теплохода.
Федеральные СМИ практически каждый час выдают все новые шокирующие подробности того, как подготовили судно к круизу. Помимо того, что количество пассажиров на его борту превышало допустимое число, выяснилось, что у «Булгарии» не работал один из двигателей, а также отсутствовала лицензия на перевозку людей.
Между тем, судна, аналогичные «Булгарии», до сих пор эксплуатируют туристические компании. Двухпалубный пассажирский дизель-электроход «Булгария» проекта 785 «Россия» построили в 1955 году в Чехословакии. Всего произвели тридцать шесть таких теплоходов. В Самарской области также курсируют суда этой серии. В частности, «Петр Алабин», которое эксплуатирует самарский туроператор «Спутник-Гермес».
«В Самарской области есть подобные суда, – рассказывает министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области Валерий Матвеев. – Самое прискорбное, что трагедия произошла из-за грубого нарушения техники безопасности и человеческой жадности. На теплоходе, который, по нормам, должен вмещать не более 104 человек, оказалось более 200 пассажиров. Сейчас мы должны провести обследование всех видов речного транспорта в области, независимо от форм собственности. Росрегистр доложил нам, какие суда у нас есть, и в каком они сейчас состоянии. Все эти данные проверит комиссия. И уже в четверг, 14 июля, в министерстве состоится совещание, на котором будут принимать решения в зависимости от результатов проверки – вплоть до приостановки перевозок».
В соответствии с данными Средне-Волжского филиала Российского Речного регистра, сегодня в Самарской области числятся 94 судна, перевозящие пассажиров. Два дизель-электрохода – «Петр Алабин» и «Карелия», а также теплоход «Алексей Толстой» имеют в качестве порта приписки Самару. Их состояние оценит специально созданная межведомственная комиссия. Особое внимание эксперты уделят дизель-электроходу «Петр Алабин», который относится к тому же типу судов, что и затонувшая «Булгария». По данным Российского Речного регистра, оно находится в удовлетворительном состоянии. По словам министра, в ноябре этого года «Петр Алабин» пройдет освидетельствование для выявления дефектов подводной части судна. Однако первый инцидент связанный с этим судном произошел значительно раньше. Так, вечером в понедельник, 11 июля, в Казани задержали судно с самарскими туристами.
«Петр Алабин» шел по маршруту Самара – Чебоксары – Самара. В столице Татарстана судно остановили для технической проверки. Теплоход пришвартовали, а пассажиров высадили на берег. «Часть туристов доставили автобусом в Чебоксары, а часть отвезут в Самару завтра утром, – пояснил 63.ru источник в туристической компании «Спутник-Гермес». – Пассажиры отнеслись с понимаем к ситуации, потому что все находятся под впечатлением от трагедии в Казани».
Несмотря на незаконченный круиз, жалоб от самарских пассажиров в туристическую компанию пока не поступало.
Между тем, самарские судоводители, которые не первый год имеют дело с теплоходами аналогичными «Булгарии», недоумевают: почему случилась такая трагедия? Сменный капитан судна «Фарида Муртазина» Сергей Богданов, который несколько лет из своего 33-летнего стажа проработал и на «Петре Алабине», и на «Булгарии» не верит, что трагедия в Татарстане произошла из-за перегруза.
«Это судно изначально было рассчитано на семьсот человек – столько оно может выдержать на самом деле, – рассказал он 63.ru. – Его вместимость сократили из-за перепланировки. Для того, чтобы сделать судно более комфортабельным. Максимальную вместимость, еще в то время когда я работал на нем, меняли сначала до 200 человек, потом до 150 и так далее». В вероятность того, что главной причиной стал шторм Богданов также верит с трудом. «Мы ходили на «дизелях» через моря в шторм и ничего такого не происходило. Здесь, наверняка, была какая-то комплексная проблема. Не могу себе представить какую-то одну причину, по которой такое судно ушло на дно за три минуты», – заключил сменный капитан.