В августе уже отмечен резкий рост детского дорожного травматизма: по области в ДТП погибли двое несовершеннолетних. Госавтоинспекция приступила к очередном этапу всероссийской операции «Внимание, дети». Она продлится до 11 сентября.
Нелепая трагедия
В Советском межрайонном следственном отделе СУ СКР по Самарской области идет проверка по факту гибели 11-летнего Максима Морозкина. По истечении положенного на проверку срока будет решен вопрос о возбуждении уголовного дела по этому случаю.
Неделю назад средь бела дня ученик школы №170 Морозкин во дворе дома №46 на улице Аэродромной попал под заднее колесо фронтального погрузчика. Машина использовалась при работах по демонтажу и укладке бордюрного камня в междворовом проезде. По рассказу свидетелей, местные мальчишки, в том числе и Максим, крутились возле трактора, так как играть им больше негде: ни спортивной, ни игровой площадке в ближайших дворах нет.
Несмотря на перенесенный шок, очевидцы единодушны во мнении, что водитель не виноват в случившемся. 53-летний тракторист ООО «Монолит», имеющий водительский стаж 29 лет, двигался вперед на небольшой скорости и не увидел, как мальчик подбежал сзади к машине. «Что можно было предпринять, если мальчик находился в слепой зоне? - считает и.о. начальника областного УГИБДД Виктор Митник. - К сожалению, это уже пятый ребенок, который погиб на дорогах области в этом году».
Хотя самого падения мальчика под машину никто не видел, но очевидцы считают наиболее вероятным то, что Максим попытался с бордюра запрыгнуть на подножку бульдозера, но по какой-то причине не удержался.
«Если для взрослого понятия здоровья и здорового образа жизни близки, то для ребенка здоровье - это способность испытывать себя и рисковать, - считает известный самарский психолог Константин Лисецкий. - На фоне подросткового азарта дети попросту не слышат нотации взрослых на тему безопасности. К тому же в современных условиях, когда физкультура и спорт «в загоне», мало возможностей для формирования ловкости движений».
Опасное развлечение
Через несколько дней после трагедии в Самаре в ДТП погиб житель села Богатое Максим Шавыркин. В субботу накануне своего 16-летия паренек катался с младшим братом Денисом на мопеде «Орион». Выезжая на перекресток, мопед налетел на УАЗ, которым управлял 22-летний местный житель Николай Донских. По мнению сотрудников ГИБДД, последний нарушил правила дорожного движения: при повороте налево не предоставил преимущество в движении и допустил столкновение с мопедом. В результате Максим погиб на месте, а 12-летний Денис с множественными переломами костей таза и ног попал в больницу, где ему ампутировали ногу. В отношении виновника ДТП сейчас в следственном отделении Борского РОВД решается вопрос о возбуждении уголовного дела.
«Водители двухколесных транспортных средств относятся к незащищенным участникам дорожного движения, и их безопасность нас все больше и больше беспокоит, - рассказал руководитель отделения пропаганды областного УГИБДД Владимир Бочаров. - В этом году из 253 пострадавших в ДТП детей 44 находились за рулем скутеров, мопедов и мотоциклов, что составило рост по отношению к аналогичному периоду прошлого года более чем на 25 процентов».
Береженого Бог бережет
Отслеживая ситуацию с несовершеннолетними водителями, специалисты установили негативную тенденцию травмирования как самих скутеристов, так и их пассажиров, и пешеходов. По словам майора полиции Бочарова, из-за того, что в некоторых случаях на скутер (мопед) не нужна госрегистрация и для управлением ими не требуется получения водительских прав, у молодых водителей формируется неверное мнение о своей безнаказанности. На деле же действующее законодательство регулирует все ситуации, в которые попадает водитель скутера, участвуя в дорожном движении. И он несет как административную, так и уголовную ответственность наравне с другими участниками дорожного движения.
Сотрудники ГИБДД уверены, что в дорожном движении скрыты большие сложности и опасности. Следовательно, родители, решившие купить своему чаду велосипед, мопед или скутер, должны осознавать, что тем самым ставят здоровье, а иногда и жизнь ребенка под угрозу. Во избежание трагедий взрослые должны знать и объяснить своим детям правила дорожного движения. В первую очередь, что управлять велосипедом на проезжей части разрешается лицам не моложе 14 лет, мопедом — не моложе 16-ти. Им запрещается ездить без шлема, держась за руль одной рукой, перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до семи лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и скутеров должны уступать дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге. И т.д. и т.п.
Константин Лисецкий, декан психологического факультета СамГУ:
- Негативную роль в формировании у детей навыков безопасности играют герои компьютерных игр, большей частью имеющие по десять жизней. Киногерои тоже, куда бы ни прыгнули, остаются невредимыми. Играя на компьютере, ребенок испытывает максимальное эмоциональное и интеллектуальное напряжение, никак не согласованное с физической активностью, как следствие - не формируется пространственная ориентация, возникает неловкость в движениях. Все это создает у подростков неправильное представление о реальности.
Владимир Бочаров, руководитель отделения пропаганды областного УГИБДД:
- В августе-сентябре статистика отмечает рост ДТП с участием детей. Они возвращаются с каникул, отвыкнув от интенсивного движения транспорта, что приводит порой к несчастьям. К 1 сентября инспектора ГИБДД в игровой форме напомнят школьникам правила поведения на дорогах, также мы проведем проверки школьных автобусов, усилим контроль за водителями рядом с образовательными учреждениями, и т.д. В этом году мы уже добились снижения детского травматизма, но хотелось бы свести его вообще к нулю.