Не за горами первое сентября, а с ним и начало учебного года. К каждому вопросу нужен тщательный подход, важна любая мелочь. Так и школьная форма — до сих пор одна из самых спорных тем среди родителей. Нужна ли она детям, и для чего?
В едином статусе
В недавние времена вопрос о том, нужна ли школьная форма, не стоял вообще. Форму носили все и, больше того, гордились ей. Но когда форма стала необязательной, многие отказались ее носить совсем. А в последнее время ее все чаще можно вновь встретить обязательной в уставе школы. Да и с психологической точки зрения школьная форма является полезной для ребенка.
«Сама идея того, чтобы была форма, очень хороша, - говорит семейный психолог Наталья Куделькина. – И для этого существует множество причин. Минусы могут быть только в вопросе цены и качества».
Что касается пользы, то, во-первых, форма стирает в школе статусные различия, дети не отвлекаются на то, кто как одет. Вопрос, у кого модная марка, а у кого дешевые вещи, не возникает. «Соответственно, вместо того, чтобы отвлекаться на вопросы, кто из какой семьи, у кого из какого отдела майка, кофта, ребенок больше внимания уделяет учебе, - говорит Наталья Куделькина. – Дети меньше завидуют друг другу и не дразнят тех, кто не может позволить себе хорошие вещи. Они не будут отвлекаться на лишние факторы не только в вопросе обучения, но и общения».
Во-вторых, форма позволяет ребенку прочувствовать свой новый статус – ученика. Темные, спокойные оттенки, деловой стиль сразу делают образ школьника сдержанным, строгим. Наличие же формы показывает всю серьезность и ответственность того, что малыш пошел в школу. «Когда мы надеваем на работу деловой костюм, то сразу ощущаем и ведем себя по-другому, - говорит семейный психолог. – Так же и ребенок, в форме он становится серьезнее, ответственнее относится к обучению и быстрее осознает то, что он уже вырос».
Многие противники формы утверждают, что такое обобщение в одежде лишает детей возможности выделяться. Но на самом деле у маленьких детей такой потребности нет. В этом возрасте дети не страдают желанием проявить индивидуальность, наоборот, то, что интересно одному, интересно и другому.
«Зацикливание на одежде и на том, как выглядит внешне ребенок, существует не у детей, а у их родителей, - говорит Наталья Куделькина. – Сам ребенок в начальных классах будет рад выглядеть так, как, скажем, его лучший друг, сосед по парте. В столь юном возрасте больше всего детьми движет коллективность».
Если ребенок не хочет надевать форму, причина может быть либо в неудобном крое, материале школьной формы, либо в нежелании идти в школу вообще. В первом случае форму нужно поменять, а во втором - выявлять причину и, возможно, обратиться к психологу.
Небольшие сложности
Желание не быть, как все, проявляется позже — в подростковом возрасте, у каждого он наступает в разное время. У кого-то раньше, у кого-то позже. «Но даже в этом случае в наше время проблема выделиться, даже будучи в школьной форме, как таковая отсутствует, - добавляет психолог. – Мальчикам можно к брюкам подбирать различные рубашки, жилетки в тон костюму. Девочкам, помимо юбок, также можно купить или сшить брюки, сарафан, жилеточки».
Сложность наступает, скорее, в материальном плане, ведь форма сейчас далеко не дешевая. Но необязательно покупать ее вместе с классом или в дорогом магазине. Если вы знаете расцветку и примерную фактуру ткани, подобрать комплект можно самостоятельно. Либо купить подешевле, либо сшить самим или на заказ.
«Когда родители самостоятельно шьют костюм, отпадает сразу ряд возможных неприятностей, - добавляет самарский дизайнер-модельер Вероника Краснеева. – Выбирая ткань, мама будет уверена в качестве, а пошив на заказ — просто спасение для детей с нестандартной комплекцией».
А то, что одежда обязательно должна быть удобной, как по мягкости ткани, так и по крою, бесспорно. «Ребенок должен носить форму каждый день, ходить, сидеть, бегать в ней, - говорит Вероника Краснеева. – Поэтому в случае какого-либо дискомфорта он, конечно, не захочет ее надевать».
Маленькие хитрости
Для того чтобы выделиться, школьная форма не помеха. Даже в ней существует множество различных аксессуаров в одежде. Можно подобрать стильную обувь, мальчикам красивые часы или интересные платочки в кармашек костюмов, галстуки. Для девочек продаются цветные колготки, красочные заколки, резинки для волос. Браслеты, наручные часы, сережки. Если подойти к вопросу творчески, то можно найти много интересных предметов, которые украсят школьный гардероб.
«Кроме того, дети не только в школе общаются вместе, - добавляет Наталья Куделькина. – Они гуляют во дворе, ходят в гости, на праздники. И там они могут одеваться, как хотят, проявлять индивидуальность в полной мере».
Причем в вопросе повседневной одежды родители должны взять за правило, что школьная форма в эту категорию входить не должна. Не позволяйте ребенку ходить на улицу, к друзьям в деталях школьной формы. Во-первых, это сохранит долгосрочность и опрятность костюма, а во-вторых, если в школе форма придает ребенку чувство солидности, то во дворе повседневная одежда позволяет вновь стать более раскованным. «Школьная форма хороша в школе, - говорит психолог. – За ее границами от формы тоже надо отдыхать».
Предметы имеют значение
Но не только школьная форма является главным атрибутом для учеников. Кроме нее важными составляющими являются портфель, тетради, дневники, канцтовары. «В этом случае никаких ограничений в выборе тех или иных предметов, как правило, нет, – говорит Наталья Куделькина. – Но это не значит, что нужно брать как можно больше ярких, блестящих и цветных вещей». Во время занятий ребенок на них будет точно так же отвлекаться, как на красивую одежду, и даже больше. Вместо новой темы, проговариваемой учителем, малыш будет рассматривать Белоснежку или розочки на тетради, изучать красочную ручку и пенал соседа по парте.
«Все эти радостные предметы являются очень сильным отвлекающим элементом, как бы сильно они ни нравились детям и их родителям, - говорит семейный психолог. – Поэтому, покупая их, тоже нужно придерживаться правила школьной формы. То есть цвета, рисунки на пенале, портфеле, ручках, карандашах, тетрадях, дневнике и т.п. должны быть спокойные, не привлекающие особого внимания».