Визитная карточка и лицо Самары – волжская набережная - сейчас переживает реконструкцию. 15 сентября жители и гости губернской столицы узнают, как же теперь будет выглядеть главная городская прогулочная зона. Однако набережная не всегда была жемчужиной Самары, для того чтобы обрести свой современный облик, ей пришлось пройти длинный путь от промышленной зоны до крупнейшей набережной Европы
Индустриальный пейзаж
История набережной начинается в XIX веке, когда в июне 1852 г. архитекторскому помощнику Фирсову было поручено провести работы по обустройству спуска к Волге, а также подготовить смету и планы организации спусков.
По тогдашнему плану застройки города ни о какой прогулочной зоне речи, естественно, не шло, а набережные рек Волги и Самары предназначались исключительно под хозяйственные здания и сооружения - пристани, амбары, рынок и склады леса. В 1853 г. министерство финансов выделило около 2 тыс. руб. на устройство спуска к Волге для московского почтового тракта.
Летом 1854 г. началось обустройство спусков к плавучему мосту через реку Самару. Работы по обустройству были закончены за год, а еще через полгода завершились работы по благоустройству спусков к Волге по Заводской улице (ныне Венцека) и реке Самаре по Соборной улице (Молодогвардейской).
Век индустриализации наложил отпечаток на облик всего города, и берег Волги не был обойден стороной. 15 марта 1880 г. австрийский подданный Альфред фон Вакано взял в аренду участок земли на берегу Волги сроком на 99 лет для строительства механического пивоваренного завода, который до сих пор украшает панораму Самары.
В результате, как бы сказали сейчас, «точечной» застройки облик набережной XIX века повторяет картину, характерную для многих индустриальных городов того времени, – нагромождение хозяйственных построек и производственных зданий без какого-либо намека на благоустройство.
Мрачные 30-е
Благоустройством береговой линии реки Волги занялись только в 30-е годы XX века. Для комплексного обустройства берега требовалось немалое количество мероприятий по укреплению и расширению береговой полосы, сносу старых построек и, естественно, благоустройству будущей набережной. Одним из первых архитекторов масштабного проекта был Михаил Труфанов.
Проект набережной состоял из четырех очередей: первая - от улицы Вилоновской до Некрасовской, вторая - от Студенческого переулка до завода КИНАП, третья - от улицы Некрасовской до речного вокзала, четвертая - от КИНАПа до силикатного завода.
В 1939 году между Некрасовским и Вилоновским спусками появился временный пляж, а в 1940 году началось строительство первой очереди набережной. Архитекторы наметили основные направления развития волжского берега и определили архитектурно-планировочное решение всей будущей набережной. Центром первой очереди набережной стал парк культуры и отдыха им. Горького (Струковский сад).
Однако Великая Отечественная война не дала реализоваться планам в срок, и почти на 10 лет стройка встала.
После войны
Строительство продолжилось только в 1954 году. За два последующих года на участке между Некрасовским и Вилоновским спусками была возведена подпорная железобетонная стена, облицованная серым уральским гранитным камнем, которая расширила набережную.
После победы строительство осуществлялось по-настоящему, «на широкую ногу» - применялись гранит разных цветов, литые ограждения и скульптуры. В 1956-1957 годах на участке высадили сотни многолетних деревьев.
В результате долгой работы бывший складской район превратился в красивейшую зону отдыха для горожан, снабженную, ко всему прочему, качественным пляжем.
Вид города со стороны Волги изменился до неузнаваемости…
Вторая очередь
Участок между Студенческим переулком (бассейн ЦСК ВВС) и заводом КИНАП был построен в период с 1958-го по 1961 год.
Размах строительства был несколько уменьшен: подпорные стены строились уже не из уральского гранита, а из тольяттинского сборного железобетона. Гранит же шел только на изготовление лестниц, тумб и малых архитектурных форм.
Бульвар шириной от 30 до 60 м рассекался семиметровыми прогулочными аллеями с карманами для установки садовых диванов. Поперек бульвара были организованы проезды и проходы в местах, соответствующих расположению жилых домов.
Это было связано с тем, что жилье начали строить одновременно с набережной, и первые дома были сданы в эксплуатацию уже в 1955-56 гг., еще до завершения работ по благоустройству набережной. С тех пор за жильем на набережной прочно закрепился статус элитного, сохранившийся по сей день.
В планировке бульвара набережной предусматривалось зонирование территории с организацией зон - для семейного отдыха, изолированно от них - спортивных, детских площадок, летних кафе и торговых точек.
Конец XX века
Третья очередь - от ул. Некрасовской до речного вокзала - была спроектирована после ввода в эксплуатацию в 1973 году нового речного вокзала. Подпорная стена на этом участке была сооружена еще в начале века, так что потребовалось лишь создать зеленую зону с дорожками и небольшим числом малых архитектурных форм, автором которых выступил архитектор Михаил Труфанов. Проект не осуществился целиком: не была построена полукруглая ротонда у центрального спуска к Волге и изменилась композиция фонтана у центральной площади (вместо четырех фонтанов выстроили один большой).
Четвертая очередь – Октябрьская набережная - открылась в 1986 г., в год 400-летия города. Небольшая по протяженности - от улицы Осипенко до силикатного завода - она в планировочном отношении отличается от предыдущих очередей тем, что расположена на крутом склоне и выстроена путем создания террас.
Центром композиции четвертой набережной является стела «Ладья», установленная к юбилею Самары. Высота «Ладьи» - 20 метров, и сейчас каменная лодка является одним из ярчайших символов города. Проектировали «Ладью» архитекторы Игорь Галахов и Анатолий Янкин.
После распада Советского Союза набережная не избежала участи многих улиц города, и берега Волги заняли многочисленные летние кафе, киоски и палатки, которые местами не только целиком перекрывали бульвар, но и полностью загораживали вид на самую большую реку Европы.
Новая жизнь
Подготовительные работы по строительству пятой очереди набережной между Силикатным и Постниковым оврагами начались еще в 2002 году, но были остановлены. Осенью 2010 года мэр Самары Дмитрий Азаров в Москве смог договориться о возобновлении работ по проектированию и строительству пятой очереди набережной и выделении на это средств из федерального бюджета. Тогда стоимость разработки проектно-сметной документации составила 200 млн руб., а ориентировочная стоимость строительства – 4 млрд руб. Построить двухкилометровый отрезок планировалось за пять лет.
Однако, по последней информации департамента строительства, в связи с возведением стадиона и проведением в 2018 году в Самаре этапов чемпионата мира направление развития набережной изменится на строго противоположное.
Весной 2011 года стартовал ремонт участка набережной от Полевого спуска до бассейна ЦСК ВВС. На ремонтно-восстановительные работы из областного бюджета было выделено 260 млн руб. По словам мэра г. Самары Дмитрия Азарова, который на прошлой неделе прибыл на ремонтируемую набережную с проверкой, обновление и развитие набережной находятся под строгим контролем городских и областных властей. По его словам, губернатор области Владимир Артяков заверил, что каждый год будет ремонтироваться следующий участок волжского берега.
По планам после ремонта первого участка на обновленной набережной будут высажены новые цветы и деревья, установлены новые урны и скамейки. Будет отремонтировано дорожное покрытие с заменой асфальта на брусчатку. По словам мэра, особое внимание будет уделено восстановлению статуса зоны семейного отдыха, который в последние годы сменился скорее на «злачное место».
Жители и гости Самары смогут воочию оценить все достоинства новой набережной 15 сентября, когда она снова откроется для всех желающих отдохнуть здесь.
Справка
Статус территории: зона семейного отдыха.
Начало освоения - 1852 год.
• I очередь: длина – 1350 м, начало строительства – 1940 год.
• II очередь: длина - 1400 метров, начало строительства – 1958 год.
• III очередь: длина – 1250 метров, начало строительства – 1973 год.
• IV очередь: длина - 200 метров, год открытия – 1986-й.
Общая протяженность набережной – 4200 метров.