Создание в регионах многофункциональных центров проходило по «кремлевской» инициативе в рамках административной реформы и построения системы «электронного правительства». Однако положительная, по задумке, идея не во всех случаях привела к желаемому результату.
Многофункциональные центры, по первоначальной идее, должны были снять часть нагрузки с регистрационной службы, по вопросам регистрации прав собственности на недвижимость, и сократить множественные очереди за госуслугами как таковые. То есть в каждом регионе и муниципалитете должен быть свой план по оптимизации процедур и повышению качества госуслуг.
В нашем регионе получилось так, что очереди из одного здания перекочевали в другое, с уже знакомыми списками и пропуском по талонам. Таким образом, очередная правительственная «подсказка» ни ясности, ни решения не дала. Собственную специфику так и не разработали, а из инноваций теперь лишь то, что очередь объявляет не громкоговорящая женщина, а специально обученный компьютер.
Самарский МФЦ по своей структуре – современное отдельно стоящее здание, в котором собраны разные поставщики государственных услуг, представленные в разных окнах, к которым выстраиваются длинные очереди. Находится оно на Московском шоссе, на пересечении с ул. Киевской. На входе встречает дружелюбный «ресепшен» и просит пройти в первую кассу для получения талона. Здесь и начинается путешествие в государственные очереди.
По словам одной из посетительниц, стоящей в очереди для оформления сделки по продаже недвижимости, ее надежды на МФЦ не оправдались: «Сегодня я приехала к 8.00 и была в очереди уже сороковой. Это при условии, что работать окна начинают с 10 часов утра. Сейчас уже 12.00, но мне сказали, что еще час придется ждать». Даже кафетерий этажом выше ожидающих не радует, по их мнению, «пока ожидаешь, можно там состояние потратить».
Справедливости ради надо отметить, что МФЦ в одностороннем порядке критиковать нельзя. Если подходить объективно - центр предлагает в одном месте сразу несколько госуслуг. Ездить по всему городу в поисках «печатей» уже не надо.
Мнение:
Яков Виноградов, риэлтор:
Виноградов- Очередь в МФЦ всегда в одно окно - за регистрационной выпиской. Раньше ее можно было получить на ул. Лесной, 23. Там работали три специалиста плюс начальник отдела, и соответствующие документы готовили в течение трех дней. Теперь граждан направляют в МФЦ, где все это можно сделать за один день. Естественно, поток хлынул в единый центр, где в регистрационном окне работают всего два сотрудника. Оттого и очереди. Кстати, раньше за выпиской обращались риэлторы по поручению своих клиентов. Теперь, когда МФЦ предложил альтернативу, когда каждый сам может оформить документы, там где раньше стояло 100 человек в очереди, теперь 200. На мой взгляд, увеличение штата сотрудников регслужбы позволит решить проблему с очередями в МФЦ.
Справка:
Государственное автономное учреждение Самарской области «Многофункциональный центр по оказанию услуг в сфере оборота недвижимости», сокращенное наименование ГАУ СО «МФЦ», создано на основании Постановления правительства Самарской области № 304 от 25 июня 2010 года. ГАУ СО «МФЦ» является некоммерческой организацией, созданной для предоставления услуг физическим и юридическим лицам в сфере земельных отношений и оборота иных объектов недвижимости в целях сокращения сроков и упрощения процедур оформления прав на указанные объекты, повышения качества и уровня доступности соответствующих государственных услуг.