Большая часть электроники реализуется через обычные магазины, но интернет-торговля продолжит активно развиваться.
Справка:
Доля покупок, совершенных через Интернет, в России растет. Как прогнозирует агентство Saatchi & Saatchi X, к 2020 году она вырастет на 20-30%. Этому будет способствовать улучшение интернет-сервисов и применение новых online-технологий. По данным УК «Финам Менеджмент», сегодня доля онлайн-продаж бытовой техники и электроники (БТЭ) в общем объеме рынка оценивается в 10-15%. Ритейлеры и эксперты рынка уверены, что этот показатель будет расти и вполне может достичь 30%.
Драйвер роста
Восемь из десяти покупателей определяются с выбором по сведениям, получаемым из Интернета. Здесь они ищут и получают информацию о продуктах, одежде, электронике, товарах для дома, спорта и отдыха. Как считают на Retail.ru, этот фактор и определит в ближайшем будущем рост «гибридных» продаж. Кроме того, как отмечают эксперты портала, сокращается время принятия решения о покупке. Большая часть покупателей принимает решение в течение двух дней, но и этот срок постепенно сокращается. Также, несмотря на то, что подавляющее большинство покупателей обращают внимание на новые продукты, покупают их лишь 3-7%. Специалисты считают, что для преодоления такой консервативности продавцам стоит предоставлять как можно больше информации о продукте, условиях продаж и акциях в Интернете.
По данным института маркетинговых исследований ГФК «Русь», в целом в России доля товарооборота через Интернет составляет 5%. В городах с населением свыше одного миллиона этот показатель увеличивается до 9%, а в Москве и Санкт-Петербурге – до 15%.
Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин отмечает, что доля онлайн-продаж бытовой техники и электроники в общем объеме рынка оценивается в 10-15%. По его словам, основными драйверами роста российского рынка БТЭ останутся: во-первых, рост доходов населения, развитие потребкредитования и увеличение среднедушевых расходов на БТЭ; во-вторых, внедрение инноваций и сокращение сроков эксплуатации морально устаревшей техники, ее замена и, в-третьих, расширение географии потребления за счет роста активности покупателей в регионах и расширения каналов сбыта, в том числе в результате развития форм дистанционной торговли (прежде всего e-commerce).
Offline и online
Как отмечает Максим Клягин, по разным оценкам, ведущая тройка игроков, в которую входят крупнейшие розничные сети «М.видео», «Эльдорадо» и MediaMarkt (группа Metro), контролирует 50-60% рынка БТЭ. «На наш взгляд, подобные оценки справедливы для сравнительно узкого определения рынка без учета наиболее широкого ассортиментного ряда, – поясняет эксперт. – В более широком профиле рынка, который мы оцениваем примерно в $30 млрд, уровень консолидации, на наш взгляд, несколько ниже. Мы полагаем, что доля средних и мелких операторов составляет не менее 60-65%».
Самый очевидный плюс
интернет-магазинов в России – возможность вернуть товар обратно, не объясняя причины. У розничных ритейлеров это не всегда получается
И почти такая же картина наблюдается в сегменте интернет-торговли. «Сегодня этот сегмент представлен очень большим количеством игроков и остается практически неконсолидированным. Доля крупнейших онлайн-ритейлеров БТЭ не превышает 5-7%, около 70% рынка приходится на небольших независимых игроков, число которых составляет около 5000. Таковы данные StartupIndex», – сообщает Максим Клягин.
По словам менеджера по связям с общественностью компании «Эльдорадо» Дмитрия Помогаева, доля интернет-магазина в продажах сети составляет 1,5-2% в зависимости от сезона. «Сейчас интернет-магазин работает по всей сети «Эльдорадо» – все города России с населением от 500 тыс. жителей и более чем 90% городов с населением 250-500 тысяч жителей. Жители этих городов могут заказать технику на сайте и забрать покупку в удобном им магазине. В Москве и Санкт-Петербурге работает служба доставки», – поясняет Дмитрий Помогаев.
В сети MediaMarkt в целом по России доля интернет-сделок составляет всего 5-6%. «Между тем в Москве и Санкт-Петербурге эти показатели значительно выше – 20% и 12% соответственно. Безусловно, учитывая темпы развития продаж через Интернет, которые растут в геометрической прогрессии с каждым годом, в скором времени ситуация может измениться», – полагает PR-менеджер Media-Saturn Russia Анна Трофимова.
У онлайн-торговли есть свои преимущества перед обычными магазинами.
По мнению Анны Трофимовой, самым очевидным плюсом интернет-магазинов в России является тот факт, что вы всегда можете вернуть товар обратно, не объясняя причины. «У розничных ритейлеров это не всегда возможно», – подчеркивает эксперт, но добавляет, что и у offline-продаж есть свои преимущества. «Вы всегда знаете, что покупаете, тем самым почти полностью исключая фактор ошибки. В наших магазинах вы всегда сможете обратиться к специалисту, который внимательно выслушает вас и предложит оптимальный вариант товара по качеству и цене. В Интернете такого сделать нельзя. Можно лишь читать отзывы, которые могут быть не всегда объективными», – такое мнение высказывает Анна Трофимова. Кроме того, многие покупатели считают, что недостатком «живых» магазинов являются более высокие цены и меньший ассортимент.
Впрочем, offline и online-торговля вполне могут дополнять друг друга. Например, в сети MediaMarkt появилась услуга «Закажи на сайте, забери в магазине».
Оптимистичный сценарий
Ритейлеры планируют считают направление интернет-продаж перспективным и намерены его развивать. «В скором будущем планируется организовать службы доставки во всех крупных городах присутствия «Эльдорадо». Кроме того, мы работаем над созданием кросс-канальной модели бизнеса. Сроки внедрения пока не определены», – рассказывает Дмитрий Помогаев.
Анна Трофимова приводит данные компании Insales, согласно которым, за последние несколько лет объемы online-продаж выросли в несколько раз. «Россия является одной из стран с самым большим в мире потенциалом развития интернет-торговли. Мы держим ситуацию под контролем и сейчас находимся в процессе проработки новой многоканальной схемы продаж, в которую будет интегрирована и online-часть», – сообщает Анна Трофимова.
Также, по ее словам, в скором времени можно будет делать покупку через сайт mediamarkt.ru с курьерской доставкой на дом.
Максим Клягин считает, что в сегменте интернет-торговли в сфере БТЭ возможны серьезные корректировки. «В среднесрочной перспективе следующих 4-5 лет ландшафт рынка на фоне динамичного увеличения дистанционных продаж в значительной степени может измениться. Существенно вырастет роль онлайн-операторов, что может привести к формированию нового баланса сил на рынке. Прогнозируемый среднегодовой темп роста дистанционных продаж БТЭ, по оценкам StartupIndex, в среднесрочный период 2011-2014 составит около 30%. Мы полагаем, что это вполне реалистичный и, скорее, даже базовый сценарий. Мы ожидаем, что в случае реализации оптимистичного прогноза к 2014 году объем онлайн-продаж БТЭ превысит $14 млрд, доля данного канала реализации в общей структуре рынка увеличится в два раза и составит около 30%», – заключает эксперт.
Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент»:
– География рынка сейчас тяготеет к столичному региону. Доля московского рынка составляет около 30% от общего объема продаж (исследование компании StartupIndex). Доля рынка Санкт-Петербурга составляет, по разным оценкам, около 10-15%. Оставшиеся 65% продаж генерируют регионы. В том числе примерно 30-40% приходится на долю городов-миллионников, около 10-15% - на средние и малые города. В среднесрочной перспективе региональная доля будет динамично расти за счет дальнейшего проникновения на периферию розничных сетей и развития других каналов дистрибуции, в частности e-commerce.
Анна Трофимова, PR-менеджер Media-Saturn Russia:
– В перспективе ситуация изменится, но пока россиянам по-прежнему проще совершать покупки в магазинах, где все можно попробовать, потрогать, получить консультацию специалиста, выбрать самый оптимальный вариант. И мы предоставляем такую возможность в любой категории товаров, постоянно расширяя ассортимент. Особенно это касается товаров, которые пользуются наибольшей популярностью у покупателей. Причем каждый магазин гарантирует клиентам, что они найдут товар в любой ценовой категории, последние новинки и даже такие редкие товары, как, например, сифоны для приготовления газированной воды.
Автор: Анна Василова