На этой неделе в Самаре должны начаться беспрецедентные археологические раскопки. Что ищут? Еще пару веков для самарской истории. Найдут? Не факт, но деньги освоят и о проделанной работе отчитаются.
Вам столько не дашь, Самара!
Вопрос о возрасте города. Важно это или нет? Если не искать в этом попытки «наскрести на юбилей», то важным остается только установление исторической правды. Нужна она? Сам факт, что история русской Самары началась в 1586 году с основания крепости, никто не оспаривает. Есть муляжик крепости перед мостом через Самарку, есть обещание поставить когда-нибудь памятник Засекину. Была ли Самара до 1586 года? Была тысячи лет назад в Междуречье и Палестине, на Тибете. А здесь, на Волге? Есть несколько свидетельств и документов, которые говорят - была. Должна была быть. Еще до Куликовской битвы святитель Алексий возгласил, стоя на слиянии рек: «На сем месте будет город, в котором просияет благочестие, и оный город никогда и никем разорен не будет». Это 1357 год. Учитывая все возрастающее влияние РПЦ – вариант проходной. Во всех отношениях. Но тогда получается, что городу сейчас 654 года, и юбилей нам не светит еще долго. Кроме того, известно, что про город Алексий говорил в будущем времени, а останавливался здесь в отшельничьем скиту. Следующее упоминание - это карта братьев Пиццигано. 1367 год. Здесь при желании можно рассмотреть на Волге то ли Фамар, то ли Самар. К более поздним источникам относится карта Андреаса Валспергера, где есть некое похожее слово, но искомый пункт находится скорее на Дону, нежели на Волге. Есть и знаменитая карта Фра Мауро, на которую все ссылаются, но найти Самару даже на хорошей копии этой карты можно только при большом желании и бурной фантазии. Кстати, в отличие от всех остальных карт, копии которых надо заказывать в библиотеках, где они хранятся, карта Фра Мауро много раз переиздавалась и комментировалась. Только за последние пять лет опубликовано два объемных научных труда. Буквально этим летом вышло роскошное издание «Карта Фра Мауро и Венеция XV века», написанная доктором Анджело Каттанео. Это крупнейший в Европе специалист по средневековым картам. Его, кстати, тоже предлагали привлечь к работе нашей самарской комиссии, но… это уже другая история.
Научный метод
Потому что в Самаре своя историческая школа и свои подходы. Есть люди, построившие карьеру на основании Самары в 1586 году. Им не нужна смена вех. Комиссия по установлению возраста Самары была собрана еще пять лет назад по инициативе губернатора Титова, впечатленного докладом Михаила Матвеева. Он уже тогда был самостоятельным политиком, и его роль в удревнении Самары исключительно велика. Матвеев, будучи вполне реальным ученым-историком, начал искать источники. Карты эти, а точнее упоминания на них Самары, кстати, не Матвеев нашел, они все были известны еще до революции. И в советские времена печатались в книге куйбышевского тогда историка Гурьянова. Матвеев привлек к работе своего однокурсника профессора Занина, тот, используя связи в европейских научных кругах, вышел на итальянцев. Но поверить итальянским картам… Как-то этого недостаточно. Хотя схема вполне симпатичная: Алексий возгласил, Пиццигано, через 10 лет уже наносят населенный пункт на карту, а более поздние источники неоднократно подтверждают. И тогда юбилейным можно назначать хоть следующий год. Но для этого нужен хотя бы один датируемый предмет. Как это удачно было с тысячелетием Казани. Вот что говорит Рафаэль Хакимов – главный идеолог казанского проекта: «Возраст Санкт-Петербурга определить нетрудно – документы сохранились, если взять города Средней Азии, то документов, письменных источников нет, в арабских странах источники сохранились. Поэтому у нас должен быть свой подход. Крупные ученые из Венгрии, Германии, Польши, Чехии, скандинавских стран, Соединенных Штатов Америки, Ирана, Египта побывали у нас. Все они признали нашу методику, ее противником был только один человек – ученый из Москвы. В свое время он выступил и против 800-летия. От некоторых приходилось слышать и такое - мол, вы сами подбросили чешскую монету.
В таком случае, где ее нашли, чтоб подкинуть?! Это ведь единственная на весь мир монета! По правде, сюда и политика вмешивается, и определенная ревность, видимо, имеет место. Но наша совесть чиста: у крупных ученых зарубежья и России нет сомнения в тысячелетнем возрасте Казани». Согласно официальной версии, принятой в настоящее время, город был основан не менее 1000 лет назад. Основаниями для такой датировки являются найденные во время раскопок на территории Казанского кремля чешская монета (датированная правлением св. Вацлава, предположительно чеканки 929—930 годов, ставшая самой ранней чешской монетой), остатки каменной кладки и деревянной городской ограды, предметы ремёсел и утвари (накладка венгерского типа, женские бусы и прочее), а также другие артефакты с менее явной датировкой.
Была ли монетка?
Будет. Но вот вопрос: чьим поселением окажется повзрослевшая Самара? Комиссия на этот счет никаких выводов не делает, но можно предположить. Например, зная, что член комиссии Сташенков, археолог, имеющий открытый лист на раскопки, выигрывает конкурс на раскопки, объявленный комиссией, в которой он сидит. И это честно. Но вопрос в том, что Сташенков специализируется на Ордынском периоде и его интересуют вполне понятные захоронения на Барбошиной поляне. Это ценно для науки, и, конечно, вести раскопки там надо. Но причем тут Самара? То, что сегодня поляна – это город и туда трамваи ходят, вовсе не означает, что в XIV веке все было так же. И поселение, найденное на поляне, вряд ли будет Самарой. А ведь надо еще учитывать, что на слиянии двух рек люди селились всегда. То есть при активном поиске можно найти памятники любой эпохи, начиная с палеолита. И в Постниковом овраге таки есть стоянка древнего человека, частично уничтоженная стоянками автотранспорта и дикой застройкой. И люди там жили почти непрерывно. И в VI веке, и в XIV-м. Застроили, правда, стоянку. Не подкопаешься. Поэтому можно праздновать хоть тысячелетие, хоть сорокатысячелетие. Некоторые так и поступают. Например, в Киргизии с размахом праздновали 3000-летие города Ош. Есть еще завод клапанов. На Хлебной площади. Завод, видимо, снесут к Мундиялю, поэтому сейчас есть шанс хоть что-то узнать о древней истории Самары. Здесь и развернется основное действо. Найдут ли археологи в шурфах историческую правду? И будут ли искать ее?
Ведь отказалась комиссия от услуг итальянцев просто потому, что нет возможности по ФЗ №83 заплатить итальянским профессорам за консультации. Зато на полном серьезе обсуждается перспектива отправки в Италию двух наших архивистов для изучения источников. То есть крупнейшие спецы по картографии нам никакне годятся, зато свои ребята за полмиллиона из Италии привезут любые доказательства, даже не зная итальянского. Тем более что сделать хорошую копию любой карты можно за 30-40 евро. В Италии карт много, и нам известно, что они есть. Но комиссия собирается искать доказательства в российских архивах. Неоцифрованных и очень неполных. Горят у нас архивы много чаще, чем в Венеции, скажем. И все, что там есть, - это знаменитые свидетельства Рычкова, который в XVIII веке пересказывает какие-то легенды земли Самарской.
Легенды
Вот «Топография Оренбургская, то есть: обстоятельное описание оренбургской губернии, сочиненное Коллежским Советником и Императорской Академии Наук Корреспондентом Петром Рычковым. В Санкт-Петербурге при Императорской Академии Наук. 1762 год»:
«Самара... О начале сего города у многих тутошних старожилов носится, что он построен гораздо прежде Синбирска, вскоре после Казанского взятия; но после первого ль или последнего (о коих в первой части упоминается), того никто изъяснить мне не мог за незнанием истории. Оренбургского нерегулярного Корпуса Сотник Иван Куприянов сын Могутов. Муж престарелый и достойный вероятия, сказывал по преданию предков своих, которые были самарские же уроженцы, якобы Алексий Митрополит и Чудотворец Московский, имея путь свой по реке Волге в так называемую Золотую Орду, к самому тому месту, где Самара река впала в Волгу, пристал. На котором месте был тогда густой лес. Находившиеся при нем люди, ходя по берегу, усмотрели одну тропинку и нашли по ней жившего тут одного пустынника, о коем Святитель Алексий уведомясь, призвал его к себе, а потом и сам у него в келии был, спрашивал, какого звания та река? Он донес, что никакого звания ей не знает, как токмо, что он сам именовал ея Самарою. Святой Митрополит Алексий, видя добродетельное житие сего пустынника, не только оное название подтвердил, но, благословляя его и места духом пророческим, предрек: что на оном будет и город тогож имени, в котором просияет благочестие и оный никакому разорению подвержен быть не имеет».
Получается, что и у РПЦ версия не слишком историчная и совсем не научная. Почему же комиссия выделяет деньги на работу в оте-чественных архивах? Так эффективнее? Нет, просто это тоже люди из комиссии. Будут ли результаты при такой мотивации? Возможно. Но их научная ценность, скажем так, не очевидна. Но почему же такой грубый игнор?
А всё очень просто. Матвеев. Мы уже писали об этом. Политический противник правящей власти Матвеев продвигает итальянскую версию. И даже встречался с консулом, который согласился помочь. Но… предложение Михаила Матвеева, пусть даже самое обоснованное, встречается в штыки. И научной общественностью тоже. Потому что Матвеев враг и прав быть не может!
Но чтобы выглядеть прилично, комиссии все-таки придется обратиться к итальянскому следу. Возможно (и, да, Матвеев тоже про это говорил!), нужно будет еще разрабатывать след арабский. Но это если мы хотим исторической правды. Тем более, что объективные исторические (подчеркиваем!) данные, вполне доступные данные, хорошо изученные данные дают нам законный шанс на красивый юбилейный проект. Если не мешать сюда политику, согласившись, что есть общие ценности.
К сожалению, главная проблема нашей страны сегодня – это отсутствие перспективы. Синица в руках надежней всего. Это касается всех. И комиссии по установлению возраста Самары в том числе.