Сборник «Правила дорожного движения» должен быть настольной книгой и руководством для всех водителей. Как для пешеходов зеленый знак светофора и пешеходная разметка на проезжей части... Так это на самом деле или нет, мы проверили вместе с сотрудниками ГАИ.
«В большом городе пешеходы ведут мученическую жизнь. Для них ввели некое транспортное гетто. Им разрешают переходить улицы только на перекрестках, то есть именно в тех местах, где движение сильнее всего и где волосок, на котором обычно висит жизнь пешехода, легче всего оборвать».
Жизнь самарских любителей пеших прогулок назвать такой, о которой писали Илья Ильф и Евгений Петров в своем легендарном «Золотом теленке», вряд ли возможно. Жители нашего большого города нарушают дорожный устав ежеминутно... В этом мы убедились, выехав с сотрудниками Самарской автоинспекции в разъяснительно-профилактический рейд на ул. Галактионовскую. Патрульную машину, припаркованную сотрудниками ГАИ недалеко от Троицкого рынка, сложно было не заметить. Однако пожилые граждане, молодые мамы с детьми, подвыпившие рыночные завсегдатаи, игнорируя синие мигалки, наперекор правилам дорожного движения шли через трамвайные рельсы... Гаишникам хватило минутного наблюдения за яростными нарушителями, чтобы начать профилактическое мероприятие. Одна из задержанных, представившаяся Ниной Владимировной, объяснила свой «грех» жуткой спешкой: «К маме собралась, у меня в полтретьего автобус в Саратовскую область, надо кое-чего купить на рынке, - извинялась женщина. - Тороплюсь сильно, вот и перешла улицу не там, где положено. Вообще-то я часто тороплюсь. Случается, что нарушаю правила... » Таких, как Нина Владимировна, по словам инспекторов дорожного патруля, в Самаре... большинство. То ли нашему человеку действительно время дороже денег, то ли это элементарное пренебрежение собственной жизнью. Но факт остается фактом: многим из нас легче заплатить штраф, чем пройти лишние сто метров и перейти дорогу, как полагается, по «зебре» и на зеленый свет.
«Всем пешеходам-нарушителям мы выписываем штрафы в размере 200 рублей, - комментирует ситуацию инспектор роты № 4 полка ДПС ГИБДД управления МВД России по Самаре, лейтенант полиции Станислав Шарабаров. - Конечно, возможны и устные предупреждения, но, как показывает практика, они почти не действуют. Поэтому регулярно, в разных местах города, в зависимости от места несения службы, мы проводим профилактические рейды, цель которых - пресечение травматизма, снижение количества ДТП. Мы проводим беседы с гражданами, узнаем, почему все-таки они допускают нарушения. Как правило, люди говорят, что очень торопились. При этом правила знают, но игнорируют их».
По информации, представленной управлением МВД России по Самаре, за сентябрь 2011 года зарегистрировано 161 дорожно-транспортное происшествие, при которых шесть человек погибло и 200 получили ранения. По вине пешеходов произошло 17 ДТП (это на 8 случаев меньше уровня прошлого года).
Что любопытно, если пешеходы-нарушители реагируют на профилактические беседы и штрафы достаточно спокойно и, по словам сотрудников дорожной полиции, впоследствии стараются соблюдать правила, то водители, их нарушающие, зачастую выражают агрессию. «При задержании они начинают выискивать лазейки в законе, упорно пытаются доказать свою невиновность, хотят избежать ответственности, - рассказывает Станислав Шарабаров. - Просят показать видеозапись, спорят. Статья 1218 Кодекса административных правонарушений РФ предусматривает для водителей штраф от 800 до 1000 рублей. Среди наиболее распространенных «погрешностей» - шоферы не пропускают пешеходов на «зебре», на светофорах. Кто-то объясняет это тем, что торопился или просто не видел пешехода, кто-то надеялся, что успеет проехать... И это притом, что управление транспортным средством должно подразумевать предельную концентрацию внимания».
«Профилактические рейды с разъяснительными беседами для пешеходов мы проводим ежедневно, - рассказывает начальник отделения по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД управления МВД России по Самаре, капитан полиции Оксана Кузнецова. - В день штрафуем около 200 человек.
Почему мы столько времени уделяем этой работе? Дело в том, что подавляющее количество ДТП происходит при участии пешеходов. Разъясняем что к чему и водителям, но уже с более серьезными штрафными санкциями. Кроме рейдов, для снижения количества ДТП мы используем и другие действенные методы. Так, в последнее время появилось очень много пешеходных ограждений, которые устанавливаются в рамках реализации городской целевой программы повышения безопасности дорожного движения. Кроме того, сотрудники Госавтоинспекции наставляют на путь истинный пешеходов и водителей, обращаясь к ним по громкоговорящим устройствам. Это привлекает внимание нарушителей и дисциплинирует тех, кто находится поблизости».
Справка:
За сентябрь 2011 г. из 72 случаев наезда на пешеходов по причине перехода проезжей части в неустановленном месте совершено 10 ДТП. Это 14% от общего числа наездов на пешеходов, при которых один человек погиб и девять человек получили ранения различной степени тяжести. Из 161 зарегистрированного по городу ДТП по вине водителей произошло 142 дор ожн о- тра н сп ортн ы х происшествия (88,2% от общего количества), что на 22 случая больше аналогичного периода прошлого года. Семь ДТП совершено по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения.