Имя Георгия Лиманского достаточно часто появляется в прессе, несмотря на то, что он уже давно покинул пост главы администрации Самары. Об экс-мэре самарцы говорят разное. Кто-то считает его лучшим градоначальником в истории Самары. Кто-то, напротив, отзывается о нем не очень лестно. О будущем Самары, проблемах города и о своей нынешней деятельности в интервью 63.ru рассказал, Георгий Лиманский.
– Георгий Сергеевич, как часто вы бываете в Самаре?
– Сейчас я работаю в Москве. Но в Самару стараюсь приезжать регулярно.
– Как вы считаете, изменилась ли Самара за последний год?
– Каких-то кардинальных перемен в жизни города я не увидел. Мне кажется, городская администрация, пока не разработала мероприятия и программы, которые бы действовали оперативно. Я не могу сказать о положительных изменениях, например, в области городского хозяйства. Когда на прошлой неделе выпал снег, на мой сайт пришло множество сообщений от жителей города. Люди жаловались на пробки на дорогах и на неочищенные тротуары. Также не было предупреждений об осадках для водителей, чтобы они своевременно успели поменять шины. Отсюда вывод, что чиновники, которые отвечают за сектор ЖКХ не были готовы к снегопаду. Я думаю, что мэр Самары Дмитрий Азаров должен исправить положение вещей и наказать тех лиц, которые отвечают за уборку дорог.
– Как по-вашему, есть ли положительные изменения в культурной жизни Самары?
– На мой взгляд, в городе проходит мало культурных мероприятий. Яркие события редкость. Хотя в Самаре можно было бы реализовать множество культурных проектов. Например, городу не хватает детского театра.
– Успели ли вы оценить реконструкцию самарской набережной?
– Да, я успел побывать на обновленной набережной. В целом прогулочная зона существенно не изменилась. Мне кажется, что реставрацию набережной стоит продолжить.
– А какой бы вы хотели видеть самарскую набережную?
– В первую очередь, я считаю, нужно построить шестую и седьмую очереди набережной. Прогулочная зона должна тянуться до Постникова Оврага. В этой идее нет ничего нового. Генеральный план шестой и седьмой очереди набережной существовал еще в СССР и в постсоветский период. Но, к сожалению, его так никто и не воплотил в жизнь. Ну, и, естественно, благоустроить другие очереди набережной помимо второй.
– Самара вошла в заявку на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году. Для того, чтобы провести матчи мундиаля на достойном уровне, городу нужен новый стадион. Спортивный объект хотят возвести на стрелке рек Волги и Самары. Как вы считаете, это удачное место для строительства стадиона? Где еще, по-вашему, можно было бы возвести спортивный объект?
– Безусловно, для того, чтобы принять матчи мундиаля, Самаре нужен новый стадион. Но место на стрелке рек Волги и Самары, на мой взгляд, не совсем удачное. Во-первых, чтобы построить стадион нужно подвести туда дорогу. А это колоссальные затраты. Во-вторых, если вернуться к истории, в районе стрелок рек Волги и Самары располагалась крепость Самара, от которой берет начало наш город. Поэтому, я считаю, что там не стоит возводить спортивный объект. Можно, например, построить там парк и разместить в нем экспонаты, рассказывающие о жизни города в разные эпохи. Также можно возвести на этом месте бутафорскую крепость, похожую на ту самую Самару. Подобное место есть в Италии и оно пользуется большой популярностью у туристов.
А новый стадион, который, безусловно, нужен городу, я бы предложил построить за Южным мостом, в так называемом самарском заречье. Это неплохая территория для развития. Там можно даже основать жилой микрорайон. Это место находится недалеко от города, и в тоже время автономно. Кроме того, в Самаре нужно восстанавливать существующие стадионы. И еще, городским властям нужно любой ценой вернуть «Буревестник». Это был единственный молодежный стадион. Он жизненно необходим городу.
– Администрация города готовит стратегический план развития Самары на 20 лет. Как вы считаете, какой дальнейший путь у областной столицы?
– В первую очередь, новой администрации стоит создавать планы не на 20-30 лет, а на год-два, чтобы самарцы могли чувствовать и видеть изменения, которые происходят в жизни города.
– В последнее время Самара утратила свои позиции в разных всероссийских рейтингах городов России, как вы считаете, можно ли их вернуть?
– Самара долгое время считалась лучшим городом в экономическом плане. Сейчас этого нельзя сказать. Для того, чтобы Самара вновь стала процветающим городом, нужно развивать малый бизнес, а не увеличивать и без того крупные монополии. Тогда в городе появится средний класс, и жизнь станет намного комфортнее.
– Ни для кого не секрет, что одна из главных проблем Самары – пробки и плохие дороги. Как вы считаете, можно ли как то изменить ситуацию, и сколько для этого потребуется времени?
– На сегодняшний день, тех денег, которые зарабатывает город, не хватает на содержание дорог. Почти все они уходят как налоговые выплаты в федеральный и региональный бюджеты. Такая ситуация не только в Самаре, но и во многих других крупных городах страны. Чтобы решить эту проблему, доходы, которые поступают от реализации транспортного налога, должны оставаться в городском бюджете. Также неплохо было бы открыть в городе производство по изготовлению асфальтовой смеси. Это позволило бы сэкономить на ее закупке. А что касается пробок, я считаю, что, в первую очередь, нужно построить магистраль через улицу Карла Маркса. Это позволит разгрузить Московское шоссе и Ново-Садовую и значительно снизит заторы на дорогах. Когда я был мэром, мы начинали строить эту дорогу со стороны Ракитовского шоссе. Но потом строительство застопорилось.
– В этом году Самара отметилась провалами на дорогах. Автомобили в буквальном смысле уходили под асфальт. Как вы считаете, что стало причиной?
– Могу сказать со стопроцентной уверенностью, что все дело в ливневой канализации. Наверняка, она забита до предела. Если ливневка забита, вода начинает поступать в подземные коммуникации через ямы в асфальте. Из-за этого грунт превращается в рыхлую смесь и возникают подобные провалы. Видимо, чиновники из сферы ЖКХ уделяют недостаточно внимания этому вопросу. А зря. Раньше ремонт ливневой канализации был одним из приоритетных вопросов.
– Еще одна общегородская проблема – отсутствие мест в детских садах. Как вы считаете, можно ли ее решить?
– Подобная ситуация характерна не только для Самары, но и для других крупных городов России. Дело в том, что в 90-х годах в стране была снижена рождаемость, можно сказать, был демографический провал. Поэтому детские сады в этот период строили меньше. В конце 90-х и в начале 21 века их вполне хватало. И это привело к нехватке мест. Для начала нужно подготовить четкую программу по решению проблемы, рассмотреть статьи бюджета, а не тратить деньги на пафосные мероприятия. Нужно создавать дополнительные группы в детских садах, строить дошкольные образовательные учреждения из дешевых строительных материалов.
– Как вы оцениваете уровень жизни в Самаре?
– Я бы не сказал, что качество жизни в Самаре можно высоко оценить. У представителей социально значимых профессий, таких как врачи, учителя, зарплаты давно не растут, а цены поднимаются регулярно. Хоть нельзя сказать, что Самара отличается в этом плане от других городов России. Наша страна занимает 161 место по уровню смертности, а по уровню ВВП на душу населения – 71-ое. Нас обогнали такие страны как Литва, Польша и даже Греция, которая находится в глубоком кризисе.
– Георгий Сергеевич, а чем вы сейчас занимаетесь?
– Преподаю в нескольких вузах Москвы, которые специализируются на правоведение и системном управлении. Работаю с национальными культурными центрами России, с представителями конфессий. Я пришел к выводу, что, даже находясь вне власти, можно помогать людям в культурном развитии.
– В одном из интервью вы говорили, что пишите книгу. О чем она, и когда на ждать ее выхода?
– Книга называется «Самарские джокеры». Это книга об интригах в борьбе за власть в Самаре. Сюжет охватывает период от советского времени и до наших дней. В ней использованы образы многих политических фигур. Например, Александра Лебедя, Николая Рыжкова. С последним мы много беседовали. Он рассказывал мне, почему развалился Советский Союз. В книге тоже об этом будет написано. Думаю, к весне она будет готова. Уверяю, что все, что там написано, – чистая правда.