Практически каждому жителю Самары интересно, как преобразится столица губернии к 2018 году. Именно в это время в областном центре пройдут игры чемпионата мира по футболу. Согласно концепции генерального плана спортивного стадиона к мундиалю 2018 года, у Самары появится уникальная возможность кардинально изменить не только район строительства будущей футбольной арены, но и весь город в целом. В свою очередь, самарские болельщики сомневаются в успешной реализации задуманного.
Члены градостроительного совета Самарской области утвердили концепцию генерального плана футбольного стадиона к чемпионату мира по футболу 2018 года.
Напомним, место, где появится футбольные стадион, выбирали не один день. Специалисты внимательно изучили несколько вариантов и в итоге сделали выбор в пользу территории речпорта на стрелке рек Волги и Самары. Согласно одобренной концепции, на месте речпорта появится настоящий спортивный городок. Параллельно со строительством самого стадиона на стрелке рек Волги и Самары будет появляться множество других объектов, необходимых для проведения игр. Это зона удаленного досмотра, где будут проверять весь транспорт, проезжающий на территорию проведения мундиаля. Это зрительские зоны, зона обслуживающего персонала, отдельные гостевые зоны для партнеров игр. Это пресс-центр и телевещательная зона, центры волонтеров, аккредитации и продажи билетов. Кроме того, на выбранной территории планируется создать эвакуационные пункты и базовые лагеря команд. Практически каждую из зон оборудуют парковками. Саму набережную приведут в порядок: на ней построят причалы и вертолетную площадку. Само игровое поле разместят так, чтобы главная трибуна во время послеобеденных игр полностью находилась в тени.
Что касается самого речпорта, то, если верить концепции, его перенесут на противоположный берег реки Самара. Ранее рассматривалось несколько вариантов, в том числе размещение речпорта на территории причала завода «ЦСКБ-Прогресс». Стоит отметить и тот факт, что на территории, где планируется построить стадион и сопутствующую инфраструктуру, есть памятники культуры. Их трогать не планируется. Судьбу других построек будут решать в рамках специального исследования, однако в концепции говорится, что снос большинства зданий может стать неизбежным.
Серьезные изменения ждут не только стрелку рек Волги и Самары, но и близлежащие территории. В районе строительства стадиона должны появиться молодежные и спортивные клубы, жилые и деловые комплексы.
Еще один важный раздел концепции – это транспорт. Мало спроектировать стадион, нужно еще и правильно спланировать, как к нему подъехать. Так как все автомобили невозможно будет разместить на парковках в непосредственной близости от футбольной арены, проектировщики предложили концепцию перехватывающих парковок. Посетители смогут оставить свои автомобили на специальных стоянках на территории города, а уже оттуда добраться до стадиона на автобусе или трамвае. Линию последнего планируется протянуть непосредственно до футбольной арены.
Для того чтобы без пробок добраться до спортивной арены, в Самаре планируется масштабная реконструкция дорог: в первую очередь Волжского проспекта, улиц Максима Горького и Ново-Садовой, а также строительство еще одного моста через реку Самара. Скорее всего, к месту проведения игр ЧМ можно будет добраться и на электричке. Концепция предусматривает продление железнодорожных путей до стрелки рек Волги и Самары и создание здесь еще одного вокзала. Еще один способ – по воде. Команды и сотрудники ФИФА смогут попасть на стадион из аэропорта на скоростных речных судах. Возможно, такой вид транспорта будут использовать и для перевозки болельщиков из Сызрани или Тольятти. Стоит надеяться и на то, что к 2018 году в областном центре появится еще несколько станций метро. Во всяком случае, концепцией предусмотрено и это.
Правда, описывая все это, необходимо заметить, что пока нет полной уверенности в том, что Самара примет игры ЧМ-2018. На сегодняшний день столица губернии входит только в предварительный список городов-кандидатов на проведение матчей мундиаля. До 1 марта следующего года Самара как город-претендент должна внести все изменения в заявочную книгу ФИФА. К этому времени столица региона предоставит все необходимые данные о проделанной и предстоящей работе в оргкомитет «Россия–2018». Осенью 2012 года в Москве состоится церемония, где объявят окончательный список городов-организаторов мундиаля.
«Оргкомитет будет принимать решение о включении в заявку того или иного города, основываясь не только на оценке готовности к проведению матчей чемпионата мира и на стоимости работ, но и на значимости региона, на его историческом и культурном потенциале. Конечно, все игры мундиаля мы могли бы провести только в Москве и Санкт-Петербурге. Но наша задача показать миру всю Россию», – пояснила директор по коммуникациям заявочного комитета «Россия–2018» Юлия Купер.
Самарские любители футбола опасаются, что столицу губернии все-таки исключат из списка городов-претендентов на проведение матчей ЧМ-2018. «Заявленные темпы строительства как минимум утопичны. Вспомнить хотя бы тот факт, что реконструкция дорожного полотна на всех улицах Самары никогда не совпадала с намеченными планами. Складывается ощущение, что для некоторых главное не построить стадион, а получить как можно больше федеральных средств. На мой взгляд, такой подход может привести к тому, что наш город исключат из списка городов-претендентов на проведение игр мундиаля. Самара – футбольный город, в котором по-настоящему живут футболом, и для самарского болельщика непопадание столицы губернии в список городов, принимающих ЧМ-2018, станет настоящей традегией», – рассуждает футбольный фанат Петр Казуалов.
Стоит отметить, что исключение Самары из списка городов-претендентов на проведение матчей мундиаля обернется трагедией не только для футбольных фанатов, но и для простых граждан. Стоимость строительства самого стадиона ориентировочно составит 11 миллиардов рублей. Более 50 миллиардов рублей, по оценкам экспертов, придется вложить в строительство дорог, гостиниц, метро и другой инфраструктуры. Если столица губернии «пролетит» мимо мундиаля, то автоматически лишится федеральных средств на строительство новых дорог и жилья.
«Проведение работ непосредственно в зоне размещения стадиона будет финансироваться в рамках федеральной программы. Прочие проекты – подъездные пути, реконструкция исторического центра, реконструкция аэропорта – это все должно финансироваться по существующим федеральным, региональным и муниципальным программам, – пишет у себя в блоге сопредседатель общественной организации «Город и транспорт» Антон Буслов. – Разница лишь в том, что когда с проектом реконструкции дорог в федеральный Минтранс придет Самара, у которой на носу чемпионат, и любой другой город, у которого чемпионата не будет, то приоритет будет отдан Самаре».
Фото: Фото Gmp international copyright architects and engineers Hardenbergstr. 4-5 10623 Berlin, Germany