Мэр Самары Дмитрий Азаров обратился к жителям с просьбой помочь в борьбе с «уличными художниками». Глава города считает, что свернуть деятельность граффитчиков можно будет только после того, как сами самарцы станут активнее противодействовать вандалам. Однако горожане, которые в большинстве своем, возможно, и являются противниками граффити, не спешат обращаться с заявлениями в полицию.
На протяжении последних нескольких лет граффитчики доставляют немало хлопот государственным органам, управляющим компаниям и работникам транспортной сферы. «Уличные художники» оставляют свои «автографы» на фасадах домов, общественном транспорте, заборах и даже памятниках архитектуры. Прогулявшись по исторической части Самары, можно увидеть множество старинных зданий, обезображенных рисунками или надписями. Помимо того, что «граффити» портят эстетический облик города, они наносят еще и экономический ущерб.
По информации департамента ЖКХ администрации Самары, приведение в порядок одного квадратного метра стены, испорченной надписями или рисунками, обходится в 730 рублей. Точно подобрать колеровку удается не всегда, поэтому, чтобы фасад вновь выглядел эстетично, приходится перекрашивать весь первый этаж здания. На это выделяют от 15 до 20 тысяч рублей. В масштабах такого крупного города, как Самара, стоимость «чистки» всех домов достигает миллионов рублей. Однако и эти средства могут быть потрачены зря, так как на очищенных фасадах зданий спустя какое-то время вновь появляются «автографы» граффитчиков. Причем популярность граффити среди молодежи с каждым годом не снижается, а только растет.
Городские власти на протяжении нескольких лет пытаются противодействовать «уличным художникам». Экс-мэр Самары Виктор Тархов еще в 2009 году предложил меры, направленные на то, чтобы избавиться от граффити на зданиях. Бывший градоначальник предложил увеличить количество площадей, на которых поклонники «уличной живописи» могли бы оставлять свои произведения. Кроме того, в Самаре прошло несколько выставок граффити. По мнению чиновников, с помощью подобных фестивалей «уличный рисунок» можно было бы вывести в легальную плоскость. Однако подобные мероприятия не дали ожидаемого эффекта.
Количество домов, испорченных граффити, в Самаре не уменьшилось. По данным городской администрации, в 2011 году от рук граффитчиков пострадали 5646 фасадов зданий. Более 3000 из них удалось привести в порядок. Однако «уличные художники» портили внешний вид некоторых зданий даже после повторного ремонта. Особо отличился в этом 20-летний студент юридического факультета одного из самарских вузов, называющий себя Уби. По информации мэрии Самары, юноша оставил надписи «Уби!», «Убийцы убивают» и «Убийцы» на нескольких десятках домов.
Впрочем, городские власти пришли к выводу, что с проблемой граффитчиков им в одиночку не справиться. Мэр города Дмитрий Азаров обратился к самарцам с просьбой помочь в борьбе с «уличными художниками».
«Затраты на приведение фасадов в приличный вид ложатся, в первую очередь, на собственников производственных, офисных помещений, жилых зданий, – заявил Дмитрий Азаров. – Нам надо обратиться к владельцам недвижимости, председателям ТСЖ, жильцам, подсказать, что стоит активнее подавать заявления в правоохранительные органы. С правоохранительными органами мы уже договорились, ведется активная работа по поиску людей, которые портят фасады. Некоторые из них уже определены и будут привлечены к ответственности. Но с помощью населения эта работа пойдет более эффективно».
Однако далеко не все жители Самары желают обращаться с подобными жалобами в правоохранительные органы. По словам полицейских, заявлений по поводу «живописцев», раскрашивающих город, поступает мало.
Здесь нужно отметить, что, по словам юристов, граффитчков можно привлечь к ответственности сразу по двум статьям уголовного кодекса.
«В том случае, если уличные художники испортили памятник культуры, они могут понести ответственность по статье «Вандализм», – говорит адвокат Максим Ткач. – Если граффитчики исписали фасад здания или забор дома, собственник может обратиться с заявлением в полицию. Эти действия можно квалифицировать по ст. 167 УК РФ «Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества», а также выступить с иском о возмещении ущерба в том случае, если виновного найдут. Однако случаи, когда уличных художников ловят и наказывают, – редкость».
В некоторых странах, например в Белоруссии, проблему граффити пытаются решить с помощью увеличения штрафов за расписывание зданий и привлечения граффитчиков к уголовной ответственности. По мнению самарских депутатов, подобные меры на данном этапе не приведут к должному эффекту.
«Прежде чем ужесточать ответственность за граффити на зданиях, мы должны предложить молодым людям какую-то альтернативу, – считает председатель Самарской городской думы Александр Фетисов. – В первую очередь, нужно организовать специальные площадки, где ребята смогли бы рисовать, совершенствоваться в своем умении и при этом не наносили бы урон городской архитектуре. Когда подобные площадки будут организованы во всех районах города, стоит ужесточить штрафы за надписи на фасадах зданий и объектах транспорта».
Стоит отметить, что в США и Европе борьбу с граффити ведут совместно как власти, так и рядовые жители. Например, в Питсбурге запустили базу данных системы слежения за граффити для усиления доказательств обвинения подозреваемых художников граффити. О новых объектах, которые пострадали от рук вандалов, в полицию сообщают сами американцы. А в европейских странах, в частности в Англии и Франции, существуют общественные команды по удалению граффити.