Город Юрий Корякин, председатель Самарского регионального отделения Союза архитекторов России: «Самара в плане транспортной инфраструктуры страшно отстала, хотя по автомобилизации приближается к европейским городам»

Юрий Корякин, председатель Самарского регионального отделения Союза архитекторов России: «Самара в плане транспортной инфраструктуры страшно отстала, хотя по автомобилизации приближается к европейским городам»

В ближайшее время облик города может измениться в лучшую сторону. Так, в текущем году уже начнут работу по ремонту и реконструкции третьей и четвертой очередей самарской набережной. Планируется строительство первой многоуровневой транспортной развязки и надземного пешеходного перехода. Руководство города заговорило также о строительстве второй очереди железнодорожного вокзала. Готова ли Самара к таким кардинальным переменам и сколько времени потребуется руководству областной столицы для того, чтобы преобразить ее внешний облик? Об этом и многом другом порталу 63.ru рассказал председатель самарского регионального отделения Союза архитекторов России Юрий Корякин.

– Юрий Михайлович, в минувшем году завершилась реконструкция главной достопримечательности города – самарской набережной. Как вы оцениваете ее нынешний внешний вид? Какие ошибки, на ваш взгляд, есть? Чего бы стоило избежать во время реконструкции третьей и четвертой очередей?

– Нужно тщательно отнестись к проектированию, даже если это будет не реконструкция, а просто ремонт. Понятно, что если денег выделят немного, то особо не разбежишься, но на какие-то вещи стоит обратить внимание. Например, сделать мощение каким-то замысловатым, более занятным рисунком. Уделить внимание малым архитектурным формам – скамейкам, фонарным столбам. Было бы замечательно, если бы их отреставрировали и вернули им первозданный вид, такой, какой был в 50-ых годах. Это придаст набережной особый шарм, очарование.

Конечно, помимо ремонта нужна и реконструкция. Во-первых, нужно учесть увеличение транспортной нагрузки на улицы, сделать дополнительные пешеходные переходы там, где это необходимо. Не избежать, конечно, установки на набережной стационарных объектов – летних кафе. Но нельзя перегибать палку – помните, как раньше было, когда на каждом углу были палатки, шашлычные? Невозможно было пройти... Это был какой-то ужас! Но все-таки совсем отказываться от кафе нельзя – нужно искать золотую середину. Потому что оставлять такой объект без мест, где можно было бы поесть и попить – нельзя. Конечно, необходимо подумать о том, как можно было бы более интенсивно использовать набережную зимой.

В целом реконструкция набережной – это целый комплекс работ, который состоит из инженерно-технических мероприятий, архитектурно-художественных и функциональных.

– Многие самарцы говорят о том, что ее вовсе не стоило трогать – нужно было оставить все как есть. Вы согласны с этим утверждением?

– Это извечный вопрос: чего мы хотим больше: хлеба или зрелищ? Я думаю, что, в первую очередь, деньги нужно тратить на те вещи, от которых зависит жизнь и здоровье человека. Но красота города – это мощный ресурс, в том числе и экономический. Ведь если мы изменим облик города, то повысим его туристическую привлекательность. И вполне вероятно, что появятся инвесторы, которые помогут решить другие социально важные вопросы.

– Не так давно мэрия приняла решение строить в Самаре новые памятники, причем посвященные героям фильмов – «Белое солнце пустыни» и «Берегись автомобиля». Как вам кажется, нужно ли городу такое украшение?

– Это из той же серии – хлеб или зрелища. Но все-таки этот вопрос несколько из другой плоскости... Да, памятники вымышленным персонажам – это мило и красиво. Тем более что Самара бедна на уличные скульптуры. Но, на мой взгляд, в первую очередь, необходимо увековечить память тех, кто имел огромное значение для города: был основателем или положил свою жизнь, защищая его. Появление городских скульптур таким персонажам как Юрий Деточкин – тоже неплохо. Но необходимо вспомнить о том, что у нас, например, до сих пор нет памятника Петру Алабину, а он очень много сделал для города. Памятники, по моему мнению, в первую очередь, должны воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой город.

Кстати, можно было бы увековечить память Эльдара Рязанова. Например, посадить его на скамеечку вместе со своими героями в сквере «Три вяза», который располагается недалеко от улицы Ленинградской.

– Но на установку памятников тратятся немалые деньги, не лучше было бы направить эти средства на более необходимые для людей вещи? Например, на ремонт жилых домов в старой части города?

– Реконструкция необходима, но затраты на капремонт и установку памятников – не сопоставимы. На мой взгляд, для решения этого вопроса – сохранения старой Самары – нужно активно привлекать инвесторов. Это один из недостаточно отработанных рычагов решения проблемы реконструкции памятников архитектуры, который нужно использовать.

– А как можно привлечь инвесторов к теме сохранения памятников архитектуры?

– Нужно показать им, каковы перспективы у исторического центра Самары. А также нужно посмотреть, какие фундаментальные проблемы существуют в этой части города – транспортные, инженерные. Сколько человек там проживает, какие необходимы социальные объекты – школы, поликлиники – чтобы люди могли нормально там существовать. Когда сложится общее представление о том, какую роль играет исторический центр, каковы перспективы его развития, тогда проще будет найти инвестора. В том числе, государство может выделить какие-то средства.

Важно также провести полную инвентаризацию – чем мы располагаем, в каком состоянии памятники? По идее, это должно касаться каждого здания, а исторических памятников – в особенности. Нужно оценить, какой объем работ необходим, сколько все это стоит? И тогда, возможно, что-то можно будет сделать. А ситуация в старой части Самары действительно критическая – еще шаг-два и мы уже не сможем говорить об историческом центре...

– Юрий Михайлович, еще одну тему сейчас активно обсуждают горожане – строительство второй очереди железнодорожного вокзала. По мнению авторов проекта, вторая «башня» необходима – без нее ансамбль является незавершенным. А как на ваш взгляд, действительно ли городу необходима вторая очередь вокзала?

– Здание железнодорожного вокзала является одним из символов Самары, поэтому можно понять желание авторов проекта видеть его таким, каким он изначально задумывался. Но, на мой взгляд, можно было бы подойти творчески к проекту и внести в него какие-то изменения. Жизнь меняется, город меняется. С момента разработки проекта прошло много времени. Я бы рискнул переработать его.

– Вы уже затронули тему возросшей транспортной нагрузки на дороги Самары. Администрация города уже не раз говорила о том, что необходимо построить многоуровневые транспортные развязки для решения этой проблемы. Сколько, на ваш взгляд, необходимо областной столице таких развязок, чтобы мы почувствовали какие-то изменения в лучшую сторону?

– По генеральному плану Самары, первоочередными являются 15 транспортных развязок, 10 из которых – двухуровневые. Если они будут построены, то эффект явно будет ощутим. Хотя ситуацию на дорогах облегчит даже одна развязка, которую, дай Бог, начнут строить в этом году. Самара в плане транспортной инфраструктуры страшно отсталый город, хотя по автомобилизации приближается к европейским городам. Например, сейчас у нас на 1000 человек приходится около 350 автомобилистов, а в Германии и Франции соотношение 400 к 1000. Но при этом в европейских городах дорожная сеть занимает до 23% территории, а у нас в Самаре – только 7%. Это в три раза меньше!

Но нужно учитывать, что проблему с пробками в Самаре нужно решать не только строительством многоуровневых развязок, но и новых дорог.

– Юрий Михайлович, в заключение хотелось бы спросить вас о перспективах расширения города. В какую сторону Самаре необходимо расти, на ваш взгляд, – в сторону Тольятти или Сухой Самарки и почему?

– Во все. (Смеется.) Когда мы разрабатывали концепцию «Пространственное развитие Самары», еще до разработки генплана, там были показаны основные направления роста города: и в сторону Сухой Самарки, и в сторону Тольятти, и в сторону Кинеля. Это Север, Северо-восток и Юг. Сейчас, конечно, будет больше привлекать Север и Северо-восток, в направлении Тольятти. Здесь большую роль играют агломерационные связи.

Если говорить о жилищном строительстве, очень популярным стал район между Кинелем и Самарой. Это очень интересная территория, пригородная зона. Но это не сбрасывает со счетов левый берег реки Самары. Правда, мне не нравится, что в генеральный план внесли изменения, отдав еще 300 гектаров под жилую застройку. Там уже намыто 70 гектаров, из них на 40 уже можно начать строительство. Еще не освоив эту территорию, не построив ни одного квадратного метра жилья, отдавать под намыв дополнительно 200 гектаров – неправильно, на мой взгляд.

Кроме того, есть еще резервы внутри Самары, которые тоже можно использовать для роста города.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
14
Читать все комментарии
ТОП 5
Мнение
Слоны ходят по дорогам, папайя стоит 150 рублей. Россиянка провела отпуск на Шри-Ланке — сколько это стоит
Алена Болотова
директор по продажам 72.RU
Мнение
Супер-Маша и Кристина: в прокат вышел фильм «Не одна дома» с Миланой Хаметовой — почему его стоит посмотреть родителям
Алёна Золотухина
Журналист НГС
Мнение
«Не угрожайте выпускнику страшным судом»: самарский 100-балльник по русскому языку — о своем отношении к ЕГЭ
Роман Сюмак
Мнение
Увез бабушку в госпиталь и продал квартиру. Три истории о том, как собственники теряли жилье
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
Россиянка съездила в Казахстан и честно рассказала об огромных минусах отдыха в соседней стране
Виктория Бондарева
экскурсовод
Рекомендуем
Объявления