Считать ли семьей только самых ближайших родственников по принципу «папа, мама, я» или с восточным размахом включать в свою «ячейку» любимых братьев, внучатых племянников и бразильских тетушек? Какими трудностями измерять «трудную жизненную ситуацию».? И как, например, вписать в новый закон оказавшихся в действительно непростых, а порой и опасных для жизни условиях таджикских детей, не имеющих гражданства?
Эти и другие непростые вопросы прозвучали на слушаниях в Самарской городской Думе по проекту Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». И, как заметили участники дискуссии, пока этот новый закон вызывает больше вопросов, чем ответов.
Поскольку предыдущие законы, по которым работает сегодня вся социальная сфера, были приняты еще в 90-х годах, федеральные парламентарии приняли решение: настало время их изменить. Новый проект закона призван уточнить порядок предоставления социальных услуг, установить систему социального обслуживания и ввести единые нормы соцобслуживания населения на территории всей России. Но вот как раз с четкостью юридических формулировок и единообразием норм в новом законе немало несостыковок.
«Понятие семьи в Семейном кодексе одно, а в данном законе оно расширено, - говорит председатель комитета по охране здоровья Самарской городской Думы Елена Ширнина. - Необходимо определить и экономическую основу данного законопроекта. Мы отметили и то, что органы местного самоуправления не представлены как инструмент реализации данного законопроекта, хотя фактически исполнение этого закона ложится как раз на них. Необходимо четко закрепить их соответствующие полномочия и экономическую составляющую».
«Понятие семьи еще и потому должно быть четко определено, - отметил руководитель департамента социальной защиты и поддержки населения Самары Петр Сучков, - что от количества всех членов семьи будут зависеть и среднедушевой доход, а значит, и размер социальных выплат. Не должно быть разночтений между законодательствами, определяющими основание для социальной защиты, поддержки и социального обслуживания населения».
Горячее обсуждение вызвала и тема платных услуг в социальной сфере, которую законодательно закрепляет новый проект. Депутат Александр Гусев высказал предложение вывести платные услуги за рамки государственного предприятия и отдать на откуп частному бизнесу. Однако, заметили оппоненты, в новом проекте прописан механизм, когда государство имеет право датировать часть таких услуг для людей с невысоким доходом. И возможность за минимальную плату воспользоваться услугами того же социального такси — это все-таки благо для граждан с невысоким доходом.
Предметом дискуссии оказались и нормы, связанные с понятием «трудная жизненная ситуация», и неоднозначность «оценки индивидуальной нуждаемости» при предоставлении социальных услуг, а также, подчеркнул первый заместитель председателя Думы г.о. Самара Николай Митрянин, не определены экономические источники финансирования госуслуг и немало вопросов вызывает положение закона о «правах и обязанностях» добровольных помощников.
Рекомендации и замечания самарских парламентариев и представителей структурных подразделений администрации будут переданы на губернский и федеральный уровень.
Автор: Наталья Белова