С 1 февраля Самарская область стала одной из пилотных площадок, перешедших на систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Новая схема работы госструктур призвана минимизировать бюрократическую волокиту и избавить граждан от изнурительных очередей за справками в различных инстанциях.
Обойдутся без вас
Система межведомственного электронного взаимодействия должна быть внедрена во всех субъектах РФ с 1 июля 2012 года. Она предполагает, что все необходимые документы и справки при получении той или иной государственной или муниципальной услуги органы власти будут запрашивать друг у друга, а не у обратившегося гражданина. Перед официальным запуском системы ее было решено апробировать в трех регионах, в числе которых оказалась и Самарская область. Не в последнюю очередь этот выбор был сделан по причине того, что Самарская область занимает шестое место в России по проектированию СМЭВ по государственным услугам и первое - по муниципальным.
В качестве эксперимента с 1 февраля было решено задействовать 20 наиболее востребованных населением государственных и муниципальных услуг в трех сферах: социальной защиты, занятости населения и земельно-имущественных отношений. Теперь 14 видами документов, задействованных ранее в этих сферах, органы власти в тестовом режиме будут обмениваться друг с другом в электронном виде.
Пережитки прошлого
Таким образом, если раньше для того, чтобы получить ту или иную справку, необходимо было собрать ряд дополнительных документов, лично обратившись в орган власти, то скоро эта схема взаимодействия значительно упростится. Помимо этого СМЭВ призвана сократить количество очередей в различных учреждениях и организациях.
«В процессе перехода на СМЭВ мы обнаружили, что вполне можем отказаться от некоторых документов, требуемых сегодня при оказании переводимых нами в электронный вид услуг, - говорит заместитель председателя правительства Самарской области, руководитель департамента информационных технологий и связи Станислав Казарин. - Это пережитки, никому не нужное наследие, избавляться от которого необходимо. Таким образом, происходит оптимизация взаимодействия общества и государства, власть становится более прозрачной, а жизнь гражданина - проще и комфортнее».
Посмотреть, как отрабатывается технология СМЭВ, сегодня можно на втором этаже самарского МФЦ. Здесь работает экспериментальная площадка, где размещаются различные федеральные ведомства.
«Как в идеале должны проходить документы от одной структуры в другую, насколько безопасным будет этот процесс, сколько времени он может занять? Центр по отработке этой технологии дает нам ответы на эти вопросы, - рассказывает директор самарского МФЦ Александр Иванов. - Мы уже сегодня готовимся перейти на новый формат взаимодействия с гражданами. И количество структур, включающихся в эту работу, с каждым месяцем растет».
Скромная статистика
Одним из первых полную готовность перейти на СМЭВ показало региональное управление Росреестра. С 1 октября 2011 года по настоящее время сюда уже поступило 2,5 тыс. запросов о выдаче сведений из ЕГРП.
«По сути, это заявители, которые не обратились в наши приемные, - говорит руководитель Управления Росреестра по Самарской области Вадим Маликов. - При этом сроки отработки интернет-запросов и запросов, принятых при личном обращении, одинаковые. А вот размер платы за предоставление этой информации отличается: справки и выписки, получаемые в электронном виде, дешевле. Однако, несмотря на это, принятые нами электронные заявления на предоставление информации из реестра прав составляют около 1% от общего числа обращений. Согласитесь, статистика довольно скромная, как и в целом по России. В общем, есть над чем работать».
В основном запросы по каналам межведомственного электронного взаимодействия в Росреестр приходят от Федеральной миграционной службы, которая тоже заявляет о своей готовности к работе в электронном формате.
«На данный момент наше программное обеспечение функционирует в тестовом режиме, - говорит начальник УФМС по Самарской области Валерий Яковлев. - При этом помимо Росреестра нашими контрагентами выступают МИД России, ФНС России и МВД России».
Станислав Казарин, заместитель председателя правительства Самарской области, руководитель департамента информационных технологий и связи: «Проектировать систему межведомственного взаимодействия мы начали еще до того, как об инициативе перехода на СМЭВ было объявлено в Кремле. Благодаря этому мы попали в тройку «пилотных» регионов, где система заработала на полгода раньше, чем в целом по стране. В настоящий момент она полностью спроектирована, список документов, которые мы переводим на СМЭВ, состоит из 120 федеральных, примерно 30 региональных и около 40 муниципальных. Мы понимаем, что из себя представляют государственные и муниципальные услуги, сколько их и кто имеет право на их получение. Более того, в процессе перехода на СМЭВ мы обнаружили, что вполне можем отказаться от некоторых документов, требуемых сегодня при оказании переводимых нами в электронный вид услуг. Это пережитки, никому не нужное наследие, избавляться от которого необходимо. Таким образом, происходит оптимизация взаимодействия общества и государства, власть становится более прозрачной, а жизнь простого человека - проще».
Aвтор: Алексей Дмитренко