Прошло расширенное заседание коллегии министерства образования и науки под председательством министра Дмитрия Овчинникова. На нем были рассмотрены вопросы реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», подготовки кадров в системе профобразования для экономики региона, основной общеобразовательной программы в детсадах, обеспечения учебниками учащихся области.
Доклад о реализации нацпрограммы «Наша новая школа» особых споров не вызвал, поскольку в нашем регионе процесс идет даже с опережением многих федеральных сроков. Но по поводу других пунктов повестки дня у членов коллегии было немало вопросов.
К примеру, в области принята концепция кадрового соответствия выпускников учреждений начального и среднего профобразования нуждам экономического развития. Вроде бы и планы приема выполняются неплохо. И устройство выпускников в среднем осуществляется на 95%. А на деле как был недостаток специалистов в обрабатывающих производствах, транспорте, строительстве и других отраслях, так и остается. При этом в системе профобразования на эти специальности даже не все бюджетные места занимаются.
По словам министра, есть на то и демографические причины. Но необходимо делать структуру подготовки кадров гораздо более гибкой во всех звеньях. Иначе амбициозные и очень затратные проекты, в том числе «Жигулевская долина», не получат в нужное время кадрового подкрепления.
Или взять дошкольные образовательные учреждения. Детские сады сейчас перестали рассматривать как место присмотра за детьми и подготовки к школе. Они заняли свою ступень в системе основной общеобразовательной программы. К ним и федеральные государственные требования предъявляются по аналогии с ФГОС в школе. Но «подтянуть» условия, в которых существуют детсады в настоящее время, к федеральным требованиям можно только за счет дополнительного финансирования.
Дмитрий Овчинников предложил внести в решение коллегии пункт о необходимости принятия соответствующей областной целевой программы и обратиться с этим вопросом к губернатору.
Обеспеченность учащихся учебными пособиями и учебниками также вызвала оживленную дискуссию. В прошлом году на эти цели было затрачено более 60 млн рублей. В нынешнем запланировано 143 млн. В то же время 35% библиотечных фондов школ не используются в учебном процессе. А обеспеченность учащихся ими за счет бюджета составляет всего около 60%. Причины — и в неоправданно раздутом федеральном перечне, и в том, что в большинстве школ не наведен порядок. В некоторых учреждениях пособия не списываются по 10-15 лет, хотя установленный срок — четыре года. В отдельных школах заявлены одни учебники, а используются другие. За такие случаи министр пригрозил немедленным увольнением директоров.