
В конце минувшей недели на архитектурном совете в департаменте архитектуры и строительства Самары был рассмотрен проект реконструкции 1-й и 3-й очередей набережной. Члены совета подробно обсудили все детали проекта, отметив его положительные и отрицательные стороны.
Реконструкция или капремонт
На заседании архитектурного совета, ведущим которого был главный архитектор Самары Виталий Стадников, собрались представители департамента архитектуры и строительства Самары во главе с его руководителем, представители проектной организации, разработавшей проект, заместитель министра строительства Самарской области Анатолий Баранников, советник главы города Алла Демина, известные самарские архитекторы Юрий Корякин, Леонид Кудеров, Дмитрий Храмов и другие.
В течение всего заседания участники Совета делали акцент на слове «реконструкция», подчеркивая его значение. Ближе к середине заседания руководитель департамента строительства и архитектуры Сергей Рубаков объяснил, почему речь идет именно об этом виде работ. «По набору работ, которые мы там проводим, правильнее было бы его назвать капитальным ремонтом», - отметил глава департамента. По его словам, работы, касающиеся облика набережной и замены покрытий, относятся к разряду ремонтных, а работы с инженерными коммуникациями, по классификации, относятся к разряду реконструкции.
Внешний вид
Облик набережной кардинально не изменится. Проект предполагает сохранение максимального количества исторических элементов. Будет произведена реставрация оригинальных фонарей и литых ограждений. Гранитные покрытия также будут отреставрированы как на самой набережной, так и на спусках к пляжу. О замене гранитных элементов речь не идет. Будет заменено лишь асфальтовое покрытие. Вместо него на набережной появится плитка. По словам представителей департамента, опыт благоустройства 2-й очереди набережной был принят во внимание. Покрытие 1-й и 3-й очередей будет более качественным как с точки зрения используемого материала, так и по части укладки плит.
Леонид Кудеров выразил сомнение по поводу правильности эстетической стороны проекта. По мнению архитектора, новый облик набережной может разрушить неповторимую атмосферу этого места. Сомнительным кажется ему и цветовое решение плиточного покрытия, с чем отчасти можно согласиться. Главный архитектор города заметил, что «при всем уважении к историческому дизайну, жизнь историческую мы не реанимируем, поэтому в любом случае задача уважительного отношения к элементам исторического дизайна заключается в том, чтобы дать им в целом новое прочтение».
По части плитки были высказаны пожелания и от женской половины жителей. Алла Демина попросила учесть комфорт «слабой половины» и сделать так, чтобы плитка была не скользкой, но в то же время гладкой.
Торговля

Стационарные павильоны на старой набережной останутся в неизменном состоянии. Их собственникам будут направлены рекомендации по внешнему виду объектов. А временной лоточной торговли на набережной не будет вовсе, кроме праздничных дней. «Временные объекты мы вообще не обсуждаем. Все владельцы киосков и павильонов уведомлены в соответствии с теми договорными обязательствами, которые брала на себя городская структура, заключавшая с ними договор. По временным объектам мы не предполагаем, что они вернутся туда вновь. Мы дадим свои рекомендации собственникам стационаров. Другой вопрос, как они на них отреагируют», - заявил Сергей Рубаков.
Реконструкция инженерных сетей, канализации, водоснабжения и электропроводки позволит в любое время точечно подключить временные объекты торговли и общественного питания. Коммуникации будут подведены и к пляжу, что позволит работать на нем временным кафе и барам в летний сезон. Члены совета выразили сомнение по поводу того, сможет ли набережная обслужить весь поток отдыхающих при отсутствии временных объектов общепита и не снизится ли число прогуливающихся по набережной самарцев от отсутствия таких точек. Однако, как показал опыт второй очереди набережной, динамика посещения рекреационной зоны от этого почти не зависит.
Увеличится на набережной и количество туалетов. К уже имеющимся добавятся еще два капитальных строения и два муниципальных биотуалета.
Доступная среда
Много внимания в проекте уделено вопросам доступа к набережной и пляжам маломобильных граждан. Сергей Рубаков пояснил, что проектные работы делятся на две очереди. Первая очередь проектирования касается непосредственно набережной, а вторая — спуском к ней с улицы Куйбышева. На одном из них предполагается устройство спуска для маломобильных граждан. На набережной спроектированы пандусы, а на Некрасовском спуске с помощью стационарного пандуса и сборно-разборной площадки будет организован доступ и к самой воде. Проект был согласован с органами соцзащиты и обсужден с общественными организациями инвалидов.
Парковки и транспорт
Интересы маломобильных групп населения учли и при проектировании парковок. Для маломобильных граждан предусмотрены места в специальных карманах. Для инвалидов будет выделено 12 машиномест. В целом же количество мест для парковки увеличится с 52 до 140. Парковки автотранспорта предусмотрены в основном вдоль улицы Максима Горького за счет того, что проектировщики - ООО «Территориальная инвестиционная компания» - немного пожертвовали шириной тротуара. Учитывая, что на заседании несколько раз было сказано о недостаточной ширине набережной, это решение кажется как минимум странным. Кусок набережной, предназначенной для отдыха пешеходов, будет пожертвован в угоду автолюбителям. Не будет на этих очередях набережной и велодорожки. По словам проектировщиков, ширина набережной для этого недостаточна. Несомненно, проблема подъезда к набережным и парковок в этом районе нуждается в отдельном рассмотрении. «Что касается общей потребности в парковочных местах – это проблема, которая должна рассматриваться дополнительно за счет организации комплекса автостоянок на прилегающих территориях. Например, у нас есть станкостроительный завод, который требует еще осмысления», - отметил главный архитектор города.
Спортивные площадки
Проект предусматривает восстановление трех существующих спортивных площадок возле речвокзала. К ним добавятся еще две спортивные площадки в районе улицы Вилоновской. Универсальные площадки будут иметь специализированное покрытие. Кроме того, в районе улицы Рабочей планируется устроить еще две мини-площадки с турникетами и другими малыми формами, рассчитанными на подростков 12-14 лет.
Малые архитектурные формы
На набережной сохраняются все скульптурные композиции и выделены зоны возможного расположения новых композиций. Есть проблема у скульптурной композиции «Парус». Несущий каркас бетонной композиции подвергся коррозии. Одновременно рассматривается вариант его реставрации и подсветки. Компания «Евростальконструкция» разработала проект и предлагает вариант замены фонтана на композицию из нержавеющей стали. Виталий Стадников пояснил сложившуюся с фонтаном ситуацию: «Мы рассматриваем оптимальный вариант – реставрацию или восстановление существующей композиции фонтана. Это авторская работа главного архитектор авиационного завода Никитина. Кроме того, что это будет этически верно, он имеет большую художественную ценность. Вопрос заключается в том, что необходимо понять технологию его восстановления и получить результат экспертной оценки. Даже внешне видно, что скульптура находится в плохом состоянии».
Архитектор Дмитрий Храмов отметил, что проект не предусматривает каких-либо решений для проведения крупных фестивалей, как, например, фестиваль набережных, идея которого неоднократно звучала в Самаре, или других проектов, связанных с современным искусством. Как заметил главный архитектор города, современное искусство характеризуется подвижностью в первую очередь. Под него не надо закладывать капитальные фундаменты. «Есть мест пять на всем протяжении набережной, где мы заложим фундаменты для дальнейшего развития», - добавил Стадников.
Что касается творческой составляющей, то в районе Красноармейского спуска планируется отведение зоны для демонстрации живописных и иных работ. Сама идея отдельной зоны хороша, но при этом на всей протяженности набережной не будет ни одного навеса, в том числе и в этой зоне. Соответственно, размещение работ будет в большинстве случаев проблематично из-за незащищенности от солнца и осадков.
Несмотря на ряд замечаний, обсуждение проекта реконструкции набережной прошло очень конструктивно. Инициативы членов совета были внесены в протокол заседания, и многие из них будут учтены при доработке проекта. В любом случае, на начало работ по облагораживанию пешеходного пространства вдоль Волги осталось не так много времени, так что в скором будущем самарцев ждет новая старая набережная.
Виталий Стадников, главный архитектор Самары: «Главное, надо было задать структуру с максимальным уважением к достоинствам сложившейся среды. Да, она не является формально памятником, но в сознании людей это, безусловно, наилучший объект ландшафтного дизайна в городе. Первое — это пиетет к сложившемуся. Второе — это максимум потенциала для развития паблик-арта, паблик-спейс и т.д».
Сергей Рубаков, руководитель департамента строительства и архитектуры Самары: «Я понимаю категорию вопросов, связанных с термином «реконструкция», и наложение ответственности по виду этих работ, но если называть вещи своими именами, то, что касается восстановления твердых покрытий и облика набережной — это все-таки капитальный ремонт, а по набору общих работ — это реконструкция. Ввиду того, что мы уходим глубоко под землю и делаем то, чего у нас не было до сегодняшнего дня, по классификации это идет как реконструкция».
Aвтор: Армен Арутюнов