В России вступает в действие программа электронного оборота документов в федеральных ведомствах. Новая электронная система межведомственного взаимодействия не только решит вопрос очередей, но и позволит эффективно бороться с коррупцией.
Справки соберут чиновники
После вступления в действие электронного документооборота и граждане, и бизнес избавляются от необходимости сбора множества справок, которые нужны им для получения документов в федеральных органах власти. Если такие данные уже есть в электронном виде, то чиновники должны обмениваться ими сами. По сути, это революция в жизни русской бюрократии всех уровней - отбирается уникальная возможность отказать человеку под предлогом отсутствия нужной бумажки.
Ежегодно в различные ведомства поступает свыше 80 миллионов обращений граждан, и все они требуют ответа. Это приводит и к дополнительным государственным затратам, и к очередям. Электронные возможности пока ограничены, в первую очередь, существующими взаимоотношениями между самими министерствами и ведомствами. «Нет единой технической политики, нет единых форматов предоставления документов, кто-то работает, условно говоря, в Эппле, кто-то работает в Ворде. И поэтому документы могут быть и не совместимы друг с другом после пересылки их по каналам связи», - объясняет председатель совета Российской ассоциации электронных коммуникаций Михаил Якушев.
Эта проблема и приводила к тому, что сбором дополнительных документов занимались сами граждане. Но с вводом системы «электронного правительства» правила изменятся. Новая электронная система межведомственного взаимодействия не только решит вопрос очередей, но и позволит эффективно бороться с коррупцией.
Исключение из правила
Российское правительство уже с 1 июля намерено ввести эту практику во всех регионах, но готовы ли к этому к этому местные власти? Тут следует уточнить, что из нового правила есть небольшое исключение. По-прежнему необходимо будет предоставлять в органы власти так называемые «документы личного хранения», если они требуются для предоставления услуги. Речь идет, например, о паспорте, свидетельстве о рождении, документах об образовании или рабочем стаже. Остальные же «бумаги», а их может быть до нескольких сотен видов, орган власти, в который обратился гражданин, будет получать в электронном виде через Единую систему межведомственного электронного взаимодействия.
Уже действуют ключевые элементы инфраструктуры электронного правительства, в том числе единая система идентификации, в которой регистрируются все «общающиеся» между собой чиновники и их информационные системы. Работа в системе «электронного правительства» потребует от чиновников больше внимания, поскольку с ее внедрением возрастет оборот документов.
Рублем по саботажу
Однако эксперты волнуются, что «на местах» среди чиновников могут оказаться и те, кто будет саботировать внедрение электронного обмена сведениями и продолжит действовать так, как удобно им, а не гражданам - «рекомендовать» самим сходить за справкой, затягивать сроки, ссылаясь на то, что якобы «система не работает».
Законодатели предусмотрели ряд мер, которые будут стимулировать таких нерадивых сотрудников меняться к лучшему. Во-первых, чиновники, которые по различным причинам не будут готовы использовать систему электронного взаимодействия, будут это делать «бумажным» образом, что более трудоемко. Во-вторых, срок ответа на запрос между ведомствами установлен в пять дней, если не оговорено иное. С бумажными запросами и ответами этот срок соблюсти будет затруднительно. И, в-третьих, в Кодекс об административных правонарушениях введена специальная статья, предусматривающая для должностных лиц существенные штрафы за нарушение законодательства о государственных и муниципальных услугах. Например, отказ в рассмотрении жалобы на порядок предоставления услуги может «стоить» чиновнику до 30 тысяч рублей.
Павел Салин, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, кандидат юридических наук: «Сама идея перехода на электронный документооборот прогрессивна. «Электронное правительство» позволяет минимизировать общение человека с чиновником, а значит, снижает коррупционные риски. Именно по этой причине реализация данной программы неоднократно срывалась. Требовались очень серьезные усилия власти, чтобы пресечь саботаж со стороны бюрократического корпуса».
Подготовлено по материалам interfax.ru, 1tv.ru, rg.ru, actualcomment.ru