В России на региональном уровне начала работать система межведомственного взаимодействия. То есть теперь согласно Федеральному закону № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» чиновникам запрещено требовать с граждан предоставление информации, уже имеющейся в госорганах.
Это решение позволит освободить людей от сбора многочисленных справок и документов, необходимых для получения той или иной государственной или муниципальной услуги. Теперь этим должны заниматься сами чиновники, запрашивая бумаги друг у друга. Самарская область стала одним из пилотных регионов по внедрению этой системы. И сейчас, если чиновнику понадобится какая-нибудь информация об имуществе гражданина, его льготах или сделках, отправить человека за нужной ему справочкой он уже не сможет.
Обоюдная выгода
Вступивший в силу федеральный закон принимался в расчете на то, что госслужащий теперь десять раз подумает, нужен ли ему тот или иной документ, поскольку просто так запросить его у другого учреждения не получится - каждый запрос обязательно фиксируется в журналах обеих структур. Но главное, что законодательная норма запрещает требовать с граждан одни и те же справки по нескольку раз. Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров в июне заявил, что за нарушение чиновниками ФЗ № 210 предусмотрен штраф до 30 тысяч рублей.
Впрочем, сайт gosuslugi.ru позволяет решать многие вопросы еще в досудебном порядке. Для этого вам просто нужно оставить на портале жалобу на незаконные действия чиновников. Информация о нарушениях будет передаваться напрямую премьер-министру Дмитрию Медведеву. По словам Никифорова, в прошлом году за невыполнение поручений по внедрению электронных государственных услуг были сняты с должностей семь вице-губернаторов.
Перечень документов, которые гражданин хранит у себя дома, жестко определен законодательством РФ. А все, что не относится к списку так называемых документов личного хранения, переводится на межведомственное взаимодействие. Сроки максимально сжаты - ответ на полученный запрос должен последовать в среднем через пять дней. Подтверждает перемены в своем ведомстве заместитель председателя правительства Самарской области - руководитель департамента информационных технологий и связи Станислав Казарин:
- Представляете, какое количество негатива выливается на специалистов, занятых приемом документов от граждан? Поэтому система межведомственного взаимодействия - это спасение не только для простых людей, но и для чиновников, с ними напрямую работающих, - говорит Казарин. - Существуют, конечно, документы, на подготовку которых уходит больше времени. Например, справки БТИ, когда сначала на место должен выехать техник, осмотреть дом, подготовить план. Но в то же время при заключении сделки с недвижимостью или имуществом документооборот теперь сведен к минимуму. Достаточно удостоверения личности, договора купли-продажи и данных БТИ. Все остальные бумаги будут переходить по системе межведомственного взаимодействия.
Удар по очередям
Несмотря на постепенный переход к новым технологиям по документообороту во многих учреждениях по-прежнему выстраиваются огромные очереди. Например, оформление прав на квартиру, дачный участок или гараж связано с получением массы справок в одних организациях, чтобы затем их предоставить в другие. Отныне с таким круговоротом бумаг решено покончить. Теперь ведомства будут отвечать на запросы друг друга с помощью системы электронного обмена. Например, в кадастровой палате региона уже установили необходимое оборудование. И сейчас для оформления дачного участка гражданину не нужно нести бумажный план межевания. Он может быстро отправить его в кадастровую палату по электронной почте. Новый порядок касается не только оформления различных прав на недвижимость, но и процедур получения пособий, субсидий, льгот и разрешений. Конечно, сложно рассчитывать на то, что в один день все очереди исчезнут. Но тем не менее чиновники, ответственные за этот проект, считают: процесс получения справок и разрешений будет проходить значительно быстрее и проще.
- Сегодня наибольшую ценность для активных пользователей Интернета представляют электронные сервисы Росреестра по выдаче выписок и справок из базы данных, содержащей информацию обо всех правах и сделках с недвижимым имуществом, - рассказал руководитель управления Росреестра по Самарской области Вадим Маликов. - Таких сервисов несколько - это справочный и электронный сервис, которые не требуют личного обращения заявителя в офис и получения информации на бумажном носителе.
Так, в Росреестре появилась возможность не предоставлять разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, выписку из домовой книги, решение о переводе жилого помещения в нежилое и наоборот, а также документ, подтверждающий установленное разрешенное использование земельного участка, и т.п. Всеми этими бумагами в случае надобности учреждения обменяются сами.
Некоторые услуги Росреестра можно получить на базе много-функционнальных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Например, сдать документы в электронном виде. Но гораздо более удобно сделать это не выходя из дома, по электронной почте.
Виртуальная реальность
Большинство сервисов от разных госучреждений можно найти все вместе на едином портале государственных услуг Gosuslugi. ru. Уже сейчас граждане могут оформить на сайте заграничный паспорт, временную регистрацию, получить информацию о штрафах за автонарушения, подать заявку на регистрацию автомобиля, отправить налоговые декларации. А теперь еще появился сервис по оформлению охотничьего билета, правда, пока он доступен только жителям столицы. В ближайшее время планируется подключить услугу записи к врачу во всех государственных лечебных учреждениях и ветеринарных клиниках. Но уже сейчас промежуточные итоги работы портала впечатляют: с октября 2010-го по июнь 2012 года в электронном виде было оказано 7,3 миллиона государственных услуг, зарегистрировано 2,4 миллиона пользователей и 178 миллионов посещений сайта государственных сервисов. Через сайт заплачено почти два миллиона штрафов и подано около двух миллионов заявок на получение загранпаспортов.
Также на едином портале государственных услуг Gosuslugi.ru уже сейчас создан сервис, позволяющий оплачивать коммунальные услуги онлайн. Благодаря новому сервису зарегистрированные пользователи портала госуслуг в режиме реального времени могут получить информацию о своей задолженности за ЖКУ. Оплата выставленных счетов производится с помощью банковской карты. Получить доступ к новому сервису можно в «личном кабинете» в разделе «Мои начисления» на сайте Gosuslugi.ru.