Кто из нас хотя бы раз в жизни не сталкивался с проблемой получения ответа от любого органа власти, начиная от совдеповского ЖЭКа и заканчивая различными министерствами и ведомствами? Уверена, что таких, к сожалению, предостаточно даже среди жителей Самарской области - бюрократизация власти в нашей стране, мягко говоря, высока. Но! Все может измениться: недавно федеральное правительство приняло постановление, которое, возможно, сподвигнет чиновников к более внимательному отношению к жалобам населения.
Суть его сводится к тому, что теперь срок рассмотрения жалобы, поступившей в федеральные органы исполнительной власти, сократится с месяца, как это было раньше, до двух недель. Если же чиновник отказал в рассмотрении жалобы или сделал все, чтобы затянуть с ответом, то этому должностному лицу грозит штраф в размере от 20 до 30 тысяч рублей. Если ситуация повторится – штраф вырастет до полусотни тысяч. Предусмотрена также и дисквалификация чиновника на срок до шести месяцев. Кроме того, предполагается, что в органах власти появятся ответственные лица, в обязанности которых как раз будет входить отслеживание процесса принятия и рассмотрения жалоб от граждан. «Я обеими руками за такое нововведение, потому что у нас чиновники просто прилипли к своим стульям. Даже если к ним жалоба поступает, то у них есть возможность ответить так, что фактически это не будет ответом – ссылаются на какие-то постановления и законы, которые не имеют отношения к делу», - высказала свое мнение жительница Самары Лидия Макарова, столкнувшая с бездействием властных структур. По ее мнению, более жесткие условия смогут заставить чиновников более оперативно реагировать на просьбы и держаться за свое место.
Отметим, что в новом порядке, подписанном председателем правительства Дмитрием Медведевым, также есть пункт, исключающий принятую сегодня практику, когда жалобы, поданные на конкретные ведомства или чиновников вышестоящую инстанцию, попадают им же на стол. Так называемые уполномоченные проследят за тем, чтобы такого не случалось. История переписки общественного движения «Дольщики Самары» довольно наглядно иллюстрирует, что в Самарской области подобные казусы, во всяком случае, до настоящего времени не были редкостью. Движение, отстаивающее интересы самарцев, пострадавших от застройщиков, вело переписку с областным Минстроем и сталкивалось с тем, что те, на кого они жаловались, и рассматривали их заявления. Получался замкнутый круг. «Я скептически отношусь к этим новым правилам. Может, если бы соблюдали те законы, которые действовали до этого, и не нужно было бы принимать дополнительные постановления и порядки. Это опять бюрократическая машина, и на факт, что она заработает, а тем более эффективно», - высказал свое мнение сопредседатель общественного движения «Дольщики Самары» Александр Евдокимов.
О том, как удовлетворяются или не удовлетворяются жалобы, не реже, чем раз в три месяца будут составляться отчеты. Напоминаем, что жалобу можно направить любым удобным и доступным для заявителя способом, исключая, пожалуй, только голубиную почту.
Зачастую жалобы поступают на конкретных сотрудников ведомств. При этом такие заявления просто обязаны принять в тех структурах, на работников которых жалуются. Еще одним универсальным местом для приема различного рода жалоб являются многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. Кроме того, если даже вы направили письмо не в ту организацию, то в течение трех дней оно поступит в нужное ведомство, и заявителю об этом обязательно сообщат. Естественно, что при составлении жалоб нужно приводить свои доводы и претензии, прикладывать документы, подтверждающие это. Отказать в рассмотрении могут только в том случае, если уже принято судебное решение.
«Не могу сказать, что чиновники не реагируют. Нет, они отвечают строго в срок, то есть до 30 дней. Федеральные ведомства это делают, во всяком случае, по тем жалобам, которые проходят через нашу приемную – поясняет пресс-секретарь реготделения «Справедливой России» Андрей Морозов. – Но часто бывает такое, что это попросту отписки, и главное – отказать в рассмотрении жалобы. Судя по нашей практике, чаще всего грешат муниципальные органы власти. Вот для них и надо вводить такие сроки». А вот депутат Самарской городской Думы Владимир Ягодкин считает, что работа с жалобами населения требует серьезной квалификации, и не всегда сокращение срока реагирования на них может говорить о хорошо сделанной работе. «Но если федеральное правительство считает, что сокращение сроков для чиновников сыграет в плюс, может быть, так и правильнее. Время покажет, как это будет применяться в жизни», - сказал депутат.